Админреформа: С кем Херсон добровольно - принудительно объединять будут?

Админреформа: С кем Херсон добровольно - принудительно объединять будут?

Что такое добровольное объединение территориальных громад, и каким образом эти возможности могут сказаться на жизни херсонцев?

После принятия Верховной Радой Закона «О добровольном объединении территориальных громад» и повсеместных разговоров о грядущей децентрализации и административной реформе ответов на эти вопросы становится все меньше. Хотя на сегодня этот закон остается пока единственным реальным результатом провозглашаемых изменений.

Руководители государства наперебой говорят об этом, не объясняя сути объединения и подчеркивая, что ключевая позиция здесь – добровольность. Очередной виток эта тема получила с появлением нового проекта закона о местных выборах. Предполагается, что на основе объединенных громад будут создаваться избирательные округа. Так не под выборы ли готовится «добровольное» объединение?

По мнению народного депутата Украины VII созыва, мэра Херсона с 2002 по 2012 годы Владимира САЛЬДО механизм добровольного объединения территориальных громад сегодня в большей степени используется для манипуляции общественным мнением. «Тема красивая, деталей не понимает никто», - отмечает он.

Работая в парламенте минувшего созыва заместителем руководителя Комитета по строительству, градостроению, ЖКХ и региональной политике, В. Сальдо был одним из разработчиков законодательства, связанного с децентрализацией.
С его подачи 17 июня, прошлого года, Рада приняла Закон о сотрудничестве территориальных громад.

«Это был важный шаг на пути к децентрализации, - рассказывает политик, - на местах проблем, которые трудно решать самостоятельно, но легко вместе, очень много – твердые бытовые отходы, местный транспорт, водоснабжение и т.д. Раньше возможности объединять финансы и органы управления для решения схожих задач громады не имели. Теперь такое право они получили, причем, без дополнительных согласований, разрешений областной администрации и согласия Киева».

Следующим шагом должен был бы стать законодательный механизм добровольного объединения. Но станет ли?

Отечественные СМИ мало говорят о том, что в апреле этого года Кабмин утвердил Методику формирования территориальных громад, которая, вопреки законодательству, исключает добровольность. Согласно правительственному документу, нас ждет принудительное объединение громад – без проведения консультаций на местах, без учета экономических, исторических и социальных особенностей регионов.

«Насколько мне известно, одна из парламентских партий уже обратилась в Окружной административный суд Киева с требованием отменить Постановление Правительства о методике формирования территориальных громад, – сообщил В.Сальдо.

– В обосновании отмены идет речь о том, что областные администрации по всей стране сегодня требуют от громад населенных пунктов выполнять правительственные перспективные планы принудительного объединения. Это напоминает коллективизацию в советское время, что привело к массовому уничтожению сел, грозит прекращением работы школ, детских садов, ФАПов, сельских советов, невыплатой зарплат работникам этих учреждений на местах».

Политик рассказывает, что на основании правительственного постановления областные администрации во всю разрабатывают проекты перспективных планов формирования территориальных громад.

«Вопреки ключевой позиции закона – добровольности, никто толком не знает, а что собственно «рисуют» областные чиновники, на каких принципах, какие населенные пункты, а главное – зачем они будут их объединять. А ведь в Херсоне вопрос объединения громады с другими громадами может решаться исключительно местным референдумом. Это определено 48 статьей Устава территориальной громады нашего города, утвержденного горсоветом еще в 2003 году», - отмечает эксперт.

В. Сальдо подчеркивает, что любые закрытые действия или решения в этом направлении могут привести к непредвиденным и неблагоприятным последствиям, в первую очередь, для людей, живущих на той или иной территории.

«Очень многое зависит от власти на местах. Получив защищенные законом механизмы эффективного сотрудничества и использования совместных ресурсов, местные руководители должны четко определить возможные риски и обеспечить механизм реальной «публичности», сделав каждое из обсуждаемых направлений доступным для общественного обсуждения и общественного контроля», - настаивает Владимир Сальдо.

Людмила АЛЕКСЕЕВА