Національний прес-клуб з аграрних та земельних питань

Національний прес-клуб з аграрних та земельних питань створено при Українському освітньому центрі реформ (УОЦР), який у грудні 2012 року розпочав широкомасштабну інформаційну кампанію на підтримку земельної реформи в Україні «Моя земля – моє право». Ця робота здійснюється у співпраці з Проектом USAID «АгроІнвест».

Мета Прес-клубу – донести до широкої української громадськості об'єктивну інформацію про соціально-економічні реформи, які відбуваються в країні, роз'яснення цільовим аудиторіям змісту останніх законодавчих новацій, їх впливу на земельні права, ризики та можливості, що виникають в зв'язку з їх прийняттям, інформування всіх цільових категорій населення про наявних на місцях надавачах правової допомоги з надійною репутацією.

Інформація Прес-клубу є незаангажованою. Вона немає нічого спільного з вузькокорпоративними інтересами бізнесу та політичних партій.

Фермерство в Украине может превратиться в семейный бизнес

Фермерство в Украине может превратиться в семейный бизнес
Нынешний год Организация Объединенных Наций объявила Международным годом семейных фермерских хозяйств. Из 570 млн. фермерских хозяйств, насчитывающихся в мире, 500 млн. – именно семейные.

Фермерские хозяйства семейного типа производят, как минимум, 56% общего объема сельхозпродукции, внося весомый вклад в национальную и глобальную продовольственную безопасность. Если говорить о производстве продовольствия, то семейные фермерские хозяйства являются преобладающей формой ведения сельского хозяйства в мире.

А в Украине? Как не странно, у нас семейных фермерских хозяйств вообще нет. Они, конечно, существуют, но на законодательном уровне их статус не определен. И это тянет за собой целый ряд проблем и отрицательно сказывается на развитии сельских территорий.

Но есть и хорошая новость: вскоре в Украине фермерские хозяйства семейного типа могут начать работать официально. Предоставить им такой статус должен усовершенствованный закон «О фермерском хозяйстве». Соответствующие предложения народным депутатам готовит специальная экспертная группа, в состав которой входит и руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николай ГРИЦЕНКО.

Разговор с ним начался с ответа на вопрос: «Почему возникла необходимость в законодательном обеспечении семейных фермерских хозяйств?».

- Такая потребность возникла по многим причинам. Первая и главная заключается в том, что основную долю трудоемкой сельскохозяйственной продукции – овощей, фруктов, яиц, молока – производят не фермеры. Они ее производят в пределах 4-5%. А основной объем производят личные крестьянские хозяйства.

И вместе с тем, личные крестьянские хозяйства не являются полноправными участниками аграрного рынка. Они являются физическими лицами. Это обуславливает проблемы с налогом на добавленную стоимость, с налогом на доходы физических лиц. Также личные крестьянские хозяйства имеют проблемы с выходом на рынок, ведь с ними никто не хочет, да и не имеет возможности заключать полноценные договора. Я имею в виду компании, трейдеров. Последние не могут эти договора документально оформить, ведь Налоговым кодексом предусмотрено, что они могут приобретать продукцию лишь на основе актов закупок у физических лиц.

Мы сегодня говорим, что личные крестьянские хозяйства, не являясь полноправными участниками аграрного рынка, не имея статуса производителя сельскохозяйственной продукции, имеют более сложную и большую налоговую нагрузку, остаются без социальной защиты. Они живут по своему усмотрению. И вообще складывается такое впечатление, что они оказались за пределами нашей государственной аграрной политики.

Многие зарубежные эксперты говорят – это украинский феномен, поскольку 4-5 млн. личных крестьянских хозяйств и до сих пор остаются неструктурированными, не имеют собственных профессиональных объединений.
Поэтому возник вопрос, как рационально распорядиться таким мощным экономическим ресурсом, который называется «личные крестьянские хозяйства». Сейчас мы старается дать на него ответ.

- Чем семейные фермы будут принципиально отличаться от нынешних?

- Семейное фермерское хозяйство создается и ведется исключительно членами семьи, которые совместно проживают и совместно хозяйствуют. Это – базовый момент.

В действующем законе «О фермерском хозяйстве» написано, что фермерское хозяйство формируется на базе членов семьи и родственников. А к родственникам можно все село записать. Ведь там проживают тетки, братья, двоюродные, троюродные...

Другое дело – в семейном фермерском хозяйстве должны работать исключительно члены семьи. В действующем фермерском законе нет ограничений по найму рабочей силы. То есть, создали фермерское хозяйство, наняли 200-300 человек, взяли в аренду 5-30 тыс. гектаров земли и хозяйствуют.

Это, по существу, сельскохозяйственное предприятие. А мы говорим, что семейное фермерское хозяйство имеет право привлекать наемных рабочих исключительно для выполнения сезонных и специфических работ. В мире даже существуют ограничения по их количеству. Это может быть 3-5 человек.

Мы пока что дискутируем, ограничивать ли количество сезонных работников. Ведь семейное фермерское хозяйство может заниматься, например, выращиванием ягод. И возникает потребность срочно собрать клубнику.

Самостоятельно оно не справится с этой работой. Это очевидно. Поэтому возникает необходимость на неделю-другую нанять сезонных работников.

- Могут ли семейные фермы арендовать землю?

- Мы говорим, что семейные фермерские хозяйства создаются и действуют на базе земельных участков, выделенных для ведения личного крестьянского хозяйства, но аренда земли не исключается. Наоборот, она даже предусматривается. Без нее не обойдутся успешно работающие фермерские хозяйства семейного типа.

Другое дело – сколько земли они могут арендовать? В разных странах к этому подходят по-разному. В отдельных существуют ограничения по площади. Сегодня у нас по этому вопросу продолжается дискуссия – вводить или не вводить подобные ограничения.

Земельный вопрос достаточно непростой, потому что семейное фермерское хозяйство, например, в степной зоне может иметь 500 гектаров, выращивать зерновые или технические культуры. В другом же регионе такое хозяйство может иметь 2 гектара под теплицу или ягоды.

В Европейском Союзе существуют ограничения нижнего предела. Там домохозяйство должно зарегистрироваться фермерским товаропроизводителем, если имеет, например, более 1 гектара земли, более 3 коров, 5 свиней или превышает определенный объем оборота в суммарном выражении. Верхних ограничений по земельным площадям, скажем, до 100 или 200 гектаров мы не видим.

- На базе каких хозяйств преимущественно будут создаваться семейные фермы?

- Работающие фермерские хозяйства не стоит трогать. Они уже сформировались. Многие из них наладили технологию производства, вложили в закупку техники значительные средства, нашли свое место на рынке сбыта продукции и т. д.

Сейчас мы говорим о том, что семейные фермерские хозяйства, в первую очередь, будут создаваться на базе личные крестьянских хозяйств. Потому что часть из них (по разным оценкам, это где-то до 20%) уже являются потенциально семейными фермерскими хозяйствами и готовы трансформироваться при условии формирования благоприятной законодательной среды.

Не исключено, что отдельные базовые фермерские хозяйства захотят перерегистрироваться в семейные фермерские. Но это произойдет при условии, если фермерским хозяйствам семейного типа будут созданы более благоприятные законодательные и экономические условия.

- По какой процедуре будут регистрироваться семейные фермы?

- Мы проанализировали европейское, канадское, российское, казахское законодательство. И скажу – в этих странах для регистрации семейных ферм сделаны существенные преференции. Мы пошли подобным путем. В законе «О фермерском хозяйстве» предусматриваем 2 возможных варианта регистрации.

Первый вариант – семейное фермерское хозяйство, при желании, может регистрироваться на общих основаниях, как и любое фермерское хозяйство. Это – в форме частного предприятия с созданием юридического лица. Тут нет ничего сложного. Кто пожелает, может это сделать.

Но мы предусматриваем специальный раздел – особенности создания семейного фермерского хозяйства без создания юридического лица. Если сказать проще, речь идет о форме, являющейся аналогом частного предпринимателя – физического лица. Такой вариант есть и в других странах. И мы сегодня показываем, как это можно сделать в наших условиях.

По существу, основа всех наших предложений состоит в том, чтобы внести изменения в смежные законодательные акты, в том числе, в Хозяйственный кодекс, Налоговый кодекс с тем, чтобы семейное фермерское хозяйство могло регистрироваться в форме частного или семейного предпринимательства.

Предусматривается также, что семейное фермерское хозяйство может регистрироваться по заявочному принципу. Подали документы и работайте себе на здоровье. Конечно, если к документам нет никаких претензий со стороны регистраторов.

- Основой для ведения семейного фермерского хозяйства должен быть договор о его создании между членами семьи. Что это за документ и зачем он нужен?

- Это прототип договора о совместной деятельности. Члены семьи его подписывают. В документе предусматриваются условия их совместной работы, отдельно определяется их ответственность, решаются вопросы, которые могут возникать позднее. Например, что делать, если кто-то из членов семьи выходит из состава фермерского хозяйства.

Мы понимаем, что такой договор должен быть разработан как образец. Это для того, чтобы упростить его подготовку. Этот договор заверяется в установленном законом порядке нотариусом. Но мы хотим прописать, чтобы и сельский голова мог скрепить этот документ своей подписью.

- Могут ли государственные служащие принимать участие в семейном фермерском хозяйстве? Ведь на них, в соответствии с действующим законодательством, распространяются существенные ограничения.

- В первую очередь, это может коснуться сельского головы. Он – член семьи. Семья создала фермерское хозяйство. По нынешним положениям закона «О государственном служащем», он должен принять для себя решение – или остается на государственной службе, или уходит в бизнес. Третьего не дано. Но он член семьи. Не оставлять же ее ради государственной службы.

Поэтому предлагаем внести в действующее законодательство изменения, исключающие возможность появления подобных ситуаций. Если наши законодательные новации найдут поддержку со стороны Министерства аграрной политики и продовольствия, а со временем и со стороны народных депутатов, сельские госслужащие могут официально быть членами семейных фермерских хозяйств, но не их руководителями.

- Какой механизм налогообложения будет применяться к семейным фермам?

- Семейные фермы должны иметь такой же режим упрощенного налогообложения и спецрежим налога на добавленную стоимость, как и все сельхозпроизводители. Также отрабатываем специальный вариант. По нему семейные фермы могут облагаться налогом как предприниматели – физические лица. Конечно, если перед тем зарегистрируются в таком статусе.

Сегодня в Верховной Раде зарегистрирован проект закона «О семейном предпринимательстве». Он в чем-то совпадает с нашим семейным фермерским. Там также предусмотрены льготы. И прилагается обоснование, что семейное предпринимательство возможно при условии, если в семье есть хотя бы один предприниматель и он на легальных основаниях привлекает членов семьи к ведению собственного бизнеса.

- Будут ли иметь семейные фермы государственную помощь, и в каком виде она им будет предоставляться?

- Сейчас ответить на этот вопрос достаточно сложно, однако все участники этого процесса согласны, что в фермерском законе, который ныне выписывается, должны быть предусмотрены специальные механизмы государственной поддержки развития семейных ферм. Но это произойдет в случае, если государственная поддержка вообще сохранится.

Сегодня Министерство финансов планирует коренным образом изменить систему налогообложения сельхозпроизводителей. Одно из его предложений предусматривает ликвидировать все преференции на НДС и налог на прибыль для крупных сельхозпредприятий, но оставить их для малых.

Мы считаем, что при любых обстоятельствах за семейными фермерскими хозяйствами нужно оставить налоговые льготы. Потому что семейные фермы являются самым нижним звеном бизнеса в сельской местности, где много рабочих рук и мало рабочих мест.

- На каком этапе ныне пребывает подготовительная работа?

- На сегодня Проект «АгроИнвест» совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия, Национальной ассоциацией сельскохозяйственных дорадчих служб, экспертами еще нескольких организаций уже разработали предложения по внесению изменений и дополнений в закон «О фермерском хозяйстве» в части урегулирования и законодательного обеспечения создания и деятельности семейных фермерских хозяйств. Когда все это было сделано, при участии Министерства аграрной политики и продовольствия был проведен круглый стол по обсуждению самих подходов – как сделать так, чтобы этот закон был не обременителен для желающих создать фермерские хозяйства семейного типа.

После круглого стола на первом этапе была создана экспертная группа. Сейчас она после нескольких заседаний выработала более-менее четкую позицию и видение того, как в рамках действующего законодательства урегулировать деятельность семейных фермерских хозяйств.

- Кто входит в состав экспертной группы?

- В ее состав входят эксперты Проекта «АгроИнвест», руководитель Национальной ассоциации сельскохозяйственных дорадчих служб, юрист Международной благотворительной организации «Добробут громад», представители Министерства аграрной политики и продовольствия, в частности, Департамента научно-технического обеспечения и развития сельских территорий. Это – ключевые лица.

- Как к идее создания фермерских хозяйств отнеслись общественные организации сельхозпроизводителей, Министерство аграрной политики и продовольствия?

- Начнем с Министерства аграрной политики и продовольствия. Сегодня оно является главным инициатором создания фермерских хозяйств семейного типа. Поэтому министерство всячески поддерживает эту идею. Его представители уверены, что проблему с личными крестьянскими хозяйствами нужно как можно быстрее решать.

Что касается общественных организаций, в первую очередь – Ассоциации фермеров и частных землесобственников, то на начальном этапе к идее, которую мы сейчас обсуждаем, они отнеслись достаточно скептически. Но сегодня они признают – это важная вещь и те внесенные предложения весьма актуальны.

- Ваш прогноз - когда будут готовы к рассмотрению в Верховной Раде предложения, направленные на усовершенствования закона «О фермерском хозяйстве»?

- Мы планируем, что в течение июня будет завершена вся подготовительная работа. Предусматривается, что законодательная инициатива будет принадлежать Министерству аграрной политики и продовольствия. Когда оно подаст наши предложения? Думаю, это произойдет уже в июле.

Тарас ТЕРНОВСКОЙ,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон