«Органики» начинают дружить с кооператорами

Приверженцы органического земледелия и представители сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов заинтересованы в тесном сотрудничестве. Оно может поспособствовать дальнейшему развитию обеих сторон. Эта мысль стала доминирующей во время круглого стола «Развитие сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов органической продукции», который в конце мая по инициативе Проекта USAID «АгроИнвест» был проведен в Киеве.

Сторонники интенсивных технологий, которые все еще активно используются в отечественном сельском хозяйстве, преимущественно скептически относятся к органическому направлению. Мол, оно не выдержит конкуренции и потому не имеет шансов на выживание.

Доводы не новые: они звучат еще с начала 90-х годов, когда приверженцы экологически чистого земледелия впервые заявили о себе. Но, как видно, поборникам получения рекордно высоких результатов за счет активного применения агрохимии придется признать ошибочность своих суждений.

Подтверждением тому служат доводы, которые прозвучали во время киевского круглого стола. В частности, председатель правления Федерации органического движения в Украине Евгений Милованов сказал, что сегодня в нашей стране под органическое земледелие отведено в общей сложности 250 тыс. гектаров. По этому показателю мы занимаем 22 место в мире и третье – среди соседей. Впереди только Польша и Чехия.

Что очень важно – площадь, отведенная под органическое земледелие, постоянно увеличивается. А это свидетельствует о том, что потребность в экологически чистых продуктах питания в Украине растет. Сегодня их в нашей стране уже продается на 12,5 млн. евро.

Органическое земледелие, по словам Евгения Милованова, сконцентрировано преимущественно в центре и на юге страны. При этом специалисты признают, что в последние годы повышенный интерес к нему демонстрируют и аграрии других регионов, в частности, Западной Украины, Киевской, Винницкой и Одесской областей.

Лидер органического движения подчеркнул: если бы государство реально помогало нашим «органикам», то их взнос в обеспечение продовольственной безопасности страны и развитие отечественного АПК был бы намного весомее. А так приходится довольствоваться тем, что имеем.

Например, в странах Евросоюза сторонники экологически чистого земледелия получают существенные дотации. Из расчета на 1 гектар они могут составлять до 1 тыс. евро. В Украине о такой весомой финансовой поддержке сельхозпроизводители экологически чистой продукции даже не мечтают. Из уст чиновников, отвечающих за государственную казну, они только и слышат – денег нет и не предвидится.

Не сложилось у нас и с законодательным обеспечением. Принятый в прошлом году закон «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья» все еще не заработал. Он срочно нуждается в подзаконных актах, а многие из них до сих пор находятся на стадии разработки.

Качество упомянутого закона тоже желает лучшего. Не успел он выйти за пределы Верховной Рады, а сторонники органического движения уже начали уверять – документ «сырой» и потому нуждается в срочной доработке.

Обычно такие высказывания слышатся после того, как тот или иной закон проявит себя на практике. И в этом смысле нынешняя ситуация является уникальной. Она свидетельствует о том, что законодатели оказались не на высоте - они не учли всех пожеланий «органиков» и теперь появляется необходимость исправлять собственные ошибки.

Непростым испытанием для сторонников органического земледелия может стать нынешний экономический кризис. Эксперты не исключают, что снижение жизненного уровня большей части украинского населения, которое наблюдается в последнее время, может привести к спаду спроса на экологически чистую и одновременно более дорогостоящую сельхозпродукцию.

Одно утешает – нынешний кризис, в отличие от предыдущего, не коснулся других стран. А это значит, что сохранятся прежние экспортные поставки и, прежде всего, в богатые европейские страны, население которых уже давно отдает предпочтение здоровому питанию. Так, в Германии, по информации Евгения Милованова, объем потребляемой органической продукции уже достиг 6 млрд. евро и продолжает увеличиваться.

Евросоюз уже заявил о своей поддержке украинских аграриев. В одностороннем порядке он открыл для них свои рынки, но это не значит, что наши сельхозпроизводители могут теперь от удовольствия потирать руки. Важно не только выйти на европейские рынки, но и закрепиться на них. А сделать это в условиях все возрастающей конкуренции будет непросто.

Впрочем, не только европейцы, но и американцы распробовали вкус здоровой пищи. И это несмотря на устоявшееся мнение, будто они отдают предпочтение фаст фудам.

Исполнительный директор сельскохозяйственного обслуживающего кооператива «Чистая флора», что на Ивано-Франковщине, Михаил Стовпюк поделился своими впечатлениями от недавнего пребывания в США. По его словам, в этой стране органическое земледелие тоже стартовало недавно – в 90-х годах. Но стартовало мощно и успешно. Достаточно сказать, что только в первый год после принятия «органического» закона экологически чистой продукции в этой стране было произведено на 39 млрд. долларов.

Примечательный факт: в отличие от наших фермеров американские не оставлены на произвол судьбы. Мол, ты сам сделал свой выбор, а теперь как хочешь, так и выживай. Участники органического движения в США получают мощное научное сопровождение. Консультационные услуги оказывают не только дорадники, но и преподаватели, студенты местных университетов.

Во многих американских супермаркетах, рассказал Михаил Стовпюк, можно купить органическую продукцию. Чтобы найти ее, не нужно обладать даром детектива. Как правило, она располагается на отдельных стеллажах в самых людных местах.

Нашим же фермерским хозяйствам «зайти» в торговые сети крайне сложно, а личным крестьянским хозяйствам и вовсе нереально. Они не в состоянии сформировать товарные партии, соответствующим образом стандартизировать, упаковать, подготовить к продаже свою продукцию и гарантировать ее безопасность. Поэтому в наших супермаркетах продукты питания с маркировкой, которая свидетельствует об их природном, а не химическом происхождении, скорее исключение, чем правило.

Опять же, украинские супермаркеты если и берут экологически чистые продукты питания на реализацию, то отдают предпочтение зарубежным производителям. А американцы делают ставку на фермеров, живущих и работающих по соседству. Тем самым они поддерживают местную экономику, а с ней покупательскую способность своих земляков, получая при этом собственную бизнесовую выгоду.

Но прежде, чем продать продукцию органического земледелия, ее нужно превратить в товар. То есть, придать ей надлежащий вид, который заинтересует покупателя. И здесь без переработки не обойтись.

Все это понимают, как понимают и то, что в Украине намного проще вырастить сельхозпродукцию и намного сложнее ее переработать. Во все времена не хватало соответствующих мощностей, а зачастую и желания заниматься этим. В условиях рынка ситуация изменилась: на этот раз не хватает денег для организации современной переработки и надлежащего опыта.

Уже несколько лет сохраняется тенденция к решению этой проблемы при помощи сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Ведь они поспособствуют развитию малого и среднего сельского бизнеса, который все еще задыхается в отнюдь недружеских объятиях перекупщиков и которым из-за отсутствия надлежащей переработки вынужден отдавать значительную часть своей возможной прибыли.

Речь, прежде всего, идет о фермерских и личных крестьянских хозяйствах. На своих небольших земельных наделах и арендованных полях, часто исчисляемых несколькими гектарами, они умудряются снимать высокие урожаи и, тем самым, делать существенный взнос в обеспечение продовольственной безопасности страны. Вместе они, по данным Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины, производят более 90% картофеля, 85% молока, 75% говядины, большую часть свинины, овощей и фруктов.

И все бы ничего, если бы не все та же проблема: в казне денег нет и не предвидится. А без них все намерения, какими бы хорошими они не были, остаются декларативными. По этой причине кооперативное движение в сельской местности вопреки всем ожиданиям так и не стало массовым.

«Пока не стало массовым», – уточняет специалист по организации производителей Проекта USAID «АгроИнвест» Владислав Карпенко. Его убеждение: «Когда есть хорошая идея и страстное желание ее реализовать, деньги всегда найдутся».

С идеей, уверен Владислав Карпенко, сложилось, как нельзя лучше. Она состоит в объединении усилий «органиков» и кооператоров. При этом каждый самостоятельно производит экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, а затем совместно ее перерабатывают и продают.

Во многих странах принцип объединения усилий действует давно и, что немаловажно, - результативно. Например, согласно информации, озвученной во время круглого стола заведующей кафедрой Житомирского национального агроэкологического университета, доктором экономических наук Наталией Зиновчук, в скандинавских странах через сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы реализуется 80% всей сельскохозяйственной продукции, в Нидерландах – 65%, в Германии, Франции и Испании – 52%.

Возможная смычка между украинскими «органиками» и кооператорами, которая во многих случаях уже существует, если не обречена на успех, то, во всяком случае, его предполагает. Объясняется это очень просто. Экологически чистые продукты питания пользуются повышенным спросом за рубежом. И даже если они по тем или иным причинам временно не будут востребованы внутри страны, их всегда можно будет экспортировать. А это значит, что это дело перспективное и у сторонников органического земледелия и переработчиков их продукции остается хороший шанс получить существенную прибыль.

Схема простая и привлекательная. Владислав Карпенко надеется, что она придется по душе большинству из тех, кто работает на поле без применения химии. Пока же им в буквальном смысле приходится выживать, радоваться, что сработали на «ноль», а не остались с убытками.

Приверженцев органического земледелия называют романтиками. Над ними зачастую подтрунивают, им предрекают банкротство. А они, несмотря на все сложности, выживают. Теперь у них появляется реальный шанс стать прагматиками, которые выстраивают свой успешный бизнес не только на заманчивой идее, но и на точных экономических расчетах.

Максим Назаренко,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам