Сельская кооперация ждет лояльных налогов

В конце прошлого года народные депутаты Украины существенно доработали закон «О сельскохозяйственной кооперации». 19 января в новой редакции он вступил в силу. Специалисты считают, что новый закон будет содействовать росту количества сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, их успешной деятельности.Но сбудутся ли их ожидания? Об этом говорим с руководителем направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николаем Гриценко.

- Какое место в аграрной экономике занимают сельскохозяйственные кооперативы?

- К сожалению, сегодня сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы в аграрной экономике еще не имеют такого большого значения, как в других странах Европы и мира. Потому что, по моим подсчетам, кооперируются лишь 0,3% крестьян. Это почти ничего.

Еще 4 года назад в Украине было более 1 тыс. сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Если каждый из них объединял в среднем до 50 производителей, то, получается, что, в общем, они объединяли где-то 50 тыс. крестьян. И это притом, что в Украине приблизительно 4,5 млн. личных крестьянских хозяйств.

Как видите, у нас достаточно грустная статистика. О том, что это так, свидетельствуют и следующие данные. Несколько лет назад количество кооперативов сократилось до 600. Следует отметить, что благодаря целенаправленной политике Министерства аграрной политики и продовольствия, начиная с прошлого года, количество сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов постепенно увеличивается. Сегодня их более 800, но реально работает не больше половины.

- Не всегда количество кооперативов определяет качество кооперативного движения. Есть и другие показатели, например, объем работы, которую они выполняют. Как здесь обстоят дела?

- Так же неутешительно. Потому что о валовом объеме вообще говорить не приходится. Причина одна – такой статистики у нас нет. Ее никто не собирает.

Сегодня в Украине отсутствуют методические рекомендации относительно организации бухгалтерского учета в сельскохозяйственных обслуживающих кооперативах. А там есть своя специфика. Например, крестьяне через кооператив сдали молока на 10 тыс. грн. Кооператив за свои услуги взял, скажем, 10%. Сюда входит стоимость заготовки, охлаждения, сбыта продукции и пр. Вопрос – сколько составляет валовой доход кооператива? Знающие люди говорят – 1 тыс. грн.

Но есть и другие мнения. Кое-кто считает, что те 10 тыс. грн. и есть валовым доходом или объемом деятельности кооператива. Как по мне, это очень большая ошибка. Такая несогласованность в учетной политике, отчетности не дает никакой реальной цифры. Именно поэтому сегодня на уровне государства достаточно сложно говорить о настоящих объемах деятельности сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. По моему мнению, более важным является вопрос, какой объем продукции крестьяне смогли реализовать при помощи кооперативов через официальные каналы ее сбыта.

- Это то, что больше всего тормозит развитие кооперативного движения в селе?

- Я скажут так – тормозит развитие сельскохозяйственного кооперативного движения не только это. В действительности проблем много.

Недавно я получил информацию о том, что в одном из регионов люди массово выходят из сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Причина банальна. Оказывается, что безработные крестьяне, которые входят в состав обслуживающих кооперативов, не могут находиться на учете в Центре занятости. Им говорят – если вы являетесь членом кооператива, то не можете рассчитывать на помощь по безработице. Потому что получаете доходы от кооперативной деятельности.

Отсутствует понимание, что обслуживающие кооперативы не платят крестьянам денег. Они оказывают им услуги. Наоборот, крестьяне за эти услуги платят свои кровные обслуживающим кооперативам.

- Какие еще проблемы достают сельских кооператоров?

- Начну с застаревшей проблемы. Она связана со вступлением в силу нового Налогового кодекса. В нем прописана такая статья – крестьяне, которые сбывают свою продукцию через обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы, должны платить налог с дохода физических лиц в размере 15% или 17% от валовой стоимости продукции.

Никто не берет во внимание, что прежде, чем произвести продукцию, крестьяне делают определенные расходы. И что их нужно учитывать при налогообложении.

Казалось бы, все просто и понятно, но для того, чтобы избавиться от этого налогового перекоса, понадобилось немало времени и сил. В прошлом году депутаты приняли закон о внесении дополнений в Налоговый кодекс, и эта проблема частично была решена.

Другая проблема – НДС. Ее суть состоит в том, что крестьяне, которые через сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы реализуют свою продукцию, должны из ее стоимости в виде налога на добавленную стоимость заплатить в бюджет 20%. К слову, те же фермеры, являющиеся юридическими лицами и плательщиками НДС, после реализации своей продукции налог на добавленную стоимость не платят. Его сумму они аккумулируют на счетах для развития своих хозяйств.

Таким образом, члены сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов оказались в крайне невыгодной для себя ситуации. Она заставляет их прятаться в «тень», продавать свою продукцию вдоль дорог, на стихийных рынках и исключительно за наличные.

- Способен ли обновленный закон «О сельскохозяйственной кооперации» оживить движение сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов?

- Такого закона мы ждали более 14 лет. Я не могу сказать, что он решает все без исключения проблемы. Потому что не решается проблема НДС. Но в этом законе есть несколько революционных норм.

Закон четко и однозначно определяет, что сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы являются неприбыльными организациями. В результате, сегодня стало намного проще создавать кооперативы, организовывать их деятельность.

Закон говорит – сельскохозяйственная продукция, которая заготавливается, перерабатывается, поставляется, сбывается через обслуживающие кооперативы, не считается их собственностью. Она остается собственностью членов кооперативов.

Выручка за проданную продукцию членов кооперативов является доходом не обслуживающих кооперативов, а тех крестьян, которые входят в его состав. Свой доход кооперативы формируют за счет оказанных ими услуг при сбыте сельскохозяйственной продукции.

В прошлой редакции закона было записано, что кооперативы имеют право оказывать услуги третьим лицам. Причем оказывать услуги, размер которых может составлять 20% от общего объема деятельности кооперативов.

Такая норма вызывала много недоразумений. Было непонятно, смогут ли при таких обстоятельствах сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы оставаться неприбыльными организациями.

Обновленный закон определяет, что сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы оказывают услуги исключительно членам кооперативов. Эта норма является дискуссионной, но она действует во многих странах мира, в том числе и в Европейском Союзе.

- Что нужно сделать для того, чтобы упомянутый закон заработал в полную силу?

- На местах об обновленном законе мало кто знает. И в этом заключается большая проблема. Ведь если крестьяне не знают о законе, то как они смогут воспользоваться его возможностями?

Новые положения закона нуждаются в доступных для крестьян разъяснениях и комментариях. Проект «АгроИнвест» уже взялся за такую работу. Министерство аграрной политики и продовольствия всячески нас поддерживает в этом. Причем мы взялись за подготовку научно-практического комментария не только к закону Украины «О сельскохозяйственной кооперации», но и к другим законодательным актам, которые регулируют деятельность кооперативов. Думаю, что через 2-3 месяца мы справимся с этой работой.

В заключительных положениях закона записано, что все уставы действующих кооперативов в течение года должны быть приведены в соответствие с его требованиями. С учетом этого обстоятельства, Проект «АгроИнвест» разработал образцовый Устав сельскохозяйственного обслуживающего кооператива. Сегодня он согласовывается юристами Министерства аграрной политики и продовольствия. Мы надеемся, что вскоре этот весьма важный документ будет утвержден приказом министра аграрной политики и продовольствия, зарегистрирован Министерством юстиции.

Проект «АгроИнвест» начал работу с экономического обоснования необходимости срочного урегулирования самого проблемного вопроса. Напомню, он касается НДС. Им облагается продукция, которая производится и сбывается через официальные каналы собственниками личных крестьянских хозяйств.

Обоснование необходимо для того, чтобы доказать Министерству финансов, налоговикам необходимость внесения очередных изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Поэтому к работе относимся очень серьезно. Она исполняется как на уровне реальных сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, так и на макроуровне.

По предварительным подсчетам, урегулирование вопроса обложения налогом на добавленную стоимость с продукции физических лиц, которая сбывается через официальные каналы, в частности, через сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, позволит вывести из «теневого» оборота ежегодно до 10% оборота сельскохозяйственной продукции, а также улучшить санитарные условия ее сбыта и качество. В конечном результате принесет пользу и государству, и производителям продукции, и потребителям. И эта польза значительно больше тех доходов, которые государство старается сейчас собрать от неоптимального применения НДС. Именно подробным экономическим обоснованием этого вопроса занимается сейчас Проект «АгроИнвест».

- Что ожидает сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы в ближайшие годы?

- Если будет реализовано все то, о чем я только что сказал, и будет продолжена последовательная целенаправленная в этой сфере политика нашего отраслевого министерства, кооперация будет расти достаточно быстро. В ближайшие годы сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов будет намного больше – несколько тысяч. А это – и новые рабочие места, и дополнительные продукты питания, и в целом улучшение развития сельских территорий.

Тарас Терновской,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам{jcomments on}