Монисты, дуалисты и мы

Монисты, дуалисты и мы

В тающих сумерках первобытного сознания на рассвете железного века древние греки крепко задумались над вопросом, из чего сделан этот мир?

Этот нескромный вопрос и порожденное им страстное желание все познать и во все проникнуть имело далеко идущие последствия.

В 7 веке до н.э. авторитетный философ из Милета Фалес, почувствовав необыкновенную силу после удачного предсказанного им солнечного затмения, во всеуслышание заявил: «Все сущее есть ВОДА». Нет, сказал его ученик Анаксимандр: «первооснова мира – бесконечное, нестареющее божественное начало – АПЕЕЙРОН.

В свою очередь, Анаксимен, продолжая сложившуюся традицию отрицания предыдущих учительских достижений, внес свою лепту заявлением, что первоосновой всего является вездесущий ВОЗДУХ.

Как бы там ни было, но древним грекам сразу же стало легче. Одни верили в воду, другие в воздух, третьи, не совсем правильные, инакомыслящие верили в «медные трубы». Но все они были едины в подходе - первоосновой мира является одно вещество, одна стихия. Мир был устойчив, твердой поступью он шел по одной стезе.

Так появился МОНИЗМ. Монисты все и вся вокруг сводили к одному началу. Правда, было много богов, но к тому времени все они уже были какие-то ненастоящие.

Все было хорошо, пока не пришел философ Гераклит со своей идеей двух противоположных, как полюсы батарейки начал, которые отрицательно взаимодействуют друг с другом и движут миром. «Война есть отец всего и мать всего» - сказал философ. Он открыл великую тайну, конфликт – двигатель мира.

Несмотря на это открытие, Гераклит сразу не понравился древним грекам. Время в 6 – 5 веке до н.э. было не спокойное. Персы наседали со всех сторон. Борьба противоположностей пугала и вселяла неуверенность в завтрашнем дне. Гераклита прозвали «темным» т.е. не совсем понятным философом.

Или может быть он просто плохо видел, был слеп. Говорят, что Гераклит «до конца своих дней слепо верил в прозрение своих современников». Его немногочисленные ученики заложили основы ДУАЛИЗМА (двойственности).

С тех пор начался спор о том, какой из подходов ближе к истине. Поскольку МОНИЗМ удобнее, он почти всегда брал вверх над ДУАЛИЗМОМ. У него всегда было больше почитателей. Патриархальные общественные структуры зачастую имели вид пирамиды, на вершине которой сидел один великий и неповторимый отец семейства или государь.

К тому же, в средние века, когда было очень тяжело и мыслей на всех не хватало, многие люди под знаменами МОНИЗМА становились единомышленниками.

В ту же мрачную эпоху дуалистов, утверждавших изначально равенство двух противоположных начал «добра» и «зла» (бога и дьявола) в их непрекращающейся борьбе за светлое будущее человечества, в Европе очень часто жгли на кострах как еретиков. Вместо того, чтобы класть яйца в одну корзину, как все нормальные обыватели, дуалисты всегда клали их в две. Это бивалентное поведение часто вызывало недоверие у современников.

В Азии совсем другая картина архаические «инь» и «янь» успешно прошли испытание временем. Они прекрасно укладываются в современную восточную картину мира и триумфально шествуют по территориям Запада.

В большинстве религиозных и политических систем Европы длительное время доминировали принципы монизма. Здесь его упадок начал наблюдаться в начале ХХ века с окончательной победой парламентских демократий и торжеством идей ПЛЮРАЛИЗМА (множества).

Это слово очень любил первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, оно стоило ему карьеры и принесло гибель советской политической системе, которая была несовместима с демократией.

Сегодня в наше сложное и противоречивое время принципы монизма – это наиболее устойчивая консолидирующая идейная платформа человеческого общежития. Одна цель, одна мечта, один путь и одна проблема - не ошибиться с направлением.

Монизм жив, и даже в нынешних переговорах об объединении между правящими блоками в парламенте, сколь ни далеки они от монизма, есть что-то действительно МОНИЧЕСКОЕ...

Георгий БЯНОВ

Херсонцы в твиттере