Сколько еще «Херсонэлектротранс» будут выводить из кризиса?

Вот уже полтора года, как новая команда управленцев развивает и модернизирует КП «Херсонэлектротранс».

И результаты этой деятельности мы регулярно наблюдаем в СМИ и своими глазами на улице.

За это время количество выходящих на маршруты троллейбусов уверенно сокращается, а предприятие постоянно лихорадит от требований сотрудников выплатить долги по заработной плате. А бывает и такое, что троллейбусы просто загораются во время перевозки пассажиров. Как же «Херсонэлектротранс» оказался в нынешних условиях?

Приход реформатора

Нынешнего директора коммунального предприятия Михаила Мосина официально представили трудовому коллективу 5 июля 2011 года. Решение о смене руководителя этого жизненно важного для Херсона предприятия мотивировали необходимостью его дальнейшего развития и модернизации в современных экономических условиях. Михаил Мосин обещал увеличить подвижной состав и сделать предприятие прибыльным, используя для этого современные технологии в работе и сервисе. «Мы будем работать над тем, чтобы работа «Херсонэлектротранс» была выгодна городу, предприятию и трудовому коллективу», - отметил он тогда.

И действительно, уже в августе Михаил Мосин заявил о намерениях приобрести 20 новых троллейбусов производства Черниговского автозавода. И тогда же, спустя всего месяц руководства предприятием, создал первую конфликтную ситуацию. А дело было в том, что Михаил Мосин «всего лишь» ограничил права льготных категорий граждан. По его инициативе, безо всяких предусмотренных законодательством согласований, их пытались заставить ездить только в нескольких специально выделенных троллейбусах. Благодаря вмешательству городских властей это нововведение так и не было реализовано.

В том же августе 2011 года Михаилом Мосиным была озвучены и планы по переводу оплаты за проезд на электронные карты. «На сегодняшний день мы серьезно рассматриваем внедрение системы использования электронных карт в троллейбусах, вместо билетов. Эту систему уже успешно внедрили в России, Латвии, и уже внедряют во Львове и Севастополе. Так, если нам удастся внедрить систему, мы наведем порядок с оплатой проезда, что позволит предприятию дополнительно заработать до 50%», - сказал он на очередной пресс-конференции. Стоимость нововведения озвучена не была, как и источники финансирования. Но аналогичное новвоведение во Львове на тот период оценили в 8 миллионов долларов. Впрочем, на практике эти планы вылились просто в перевод оплаты за проезд не контроллеру в троллейбусе, а путем покупки билета в ларьке на остановке.

Первые успехи

Работа над выводом предприятия из кризиса продолжалась. И в сентябре пресс-служба горсовета торжественно отрапортовала о 20% увеличении ежедневного дохода от основной деятельности на МКП «Херсонэлектротранс» благодаря реализации мероприятий Комплексного плана вывода предприятия из кризисного состояния на 2011-2012 годы. Хотя сами кондукторы предприятия были уверены в том, что просто в конце августа в Херсон из населенных пунктов области начали массово приезжать студенты и учащиеся ПТУ, которые в основном пользуются троллейбусами.

В сентябре, как и было обещано, началось обновление троллейбусного парка предприятия. КП «Херсонэлектротранс» обратилось к городскому совету за разрешением привлечь 16 млн. грн на приобретение 10 новых троллейбусов, под залог активов предприятия и приобретённого транспорта. Рассчитываться по долгам предприятие обязалось за счет собственных средств. И 30 сентября горсовет своим решением дал предприятию разрешение на открытие кредитной линии. Еще 2 троллейбуса было отремонтировано самим предприятием.

В декабре 2011 года пресс-служба горсовета сообщила, что КП «Херсонэлектротранс» оптимизирует расходы и изыскивает пути увеличения доходов. В частности, до 2 млн грн в год планировалось получить за счет введения службы контроля и внедрения автоматизированной системы централизованного диспетчерского управления. Также было заявлено о планах введения автоматизированной системы продажи билетов и электронных компостеров. Еще около 20 тыс. грн в год планировалось получить за счет таких «ноу-хау», как "Рейс на заказ" и "День рождения в троллейбусе". На этом информация по оптимизационным планам исчерпывалась. Еще 4 млн. грн на развитие предприятию было предусмотрено бюджетом города на 2012 год.

Плоды реформ

Новый 2012 год принес первые отрезвляющие сообщения о состоянии дел на предприятии. Уже в феврале прокуратурой г. Херсон была проведена проверка на городском коммунальном предприятии «Херсонэлектротранс», в ходе которой были выявлены задолженности по выплате заработной платы работникам за октябрь-ноябрь 2011 года. В суд было направлено 141 заявление о взыскании задолженности, после удовлетворения которых с предприятия было взыскано свыше 400 тыс. грн. А уже 20 марта на заседании исполкома заместитель городского головы Сергей Черевко озвучил, что КП «Херсонэлектротранс» снова имеет 172 тыс. грн задолженности по заработной плате.

В марте же предприятие решило отказаться от всем привычной системы оплаты за проезд кондуктору и установило в троллейбусах компостеры. Но никакие не электронные, а самые обычные. Нововведение тогда мало кто оценил. Большинство пассажиров были не в восторге, что билеты надо покупать где-то в киосках заранее, а не как было раньше удобно рассчитываться по факту поездки.

Конфликтная ситуация на предприятии развивалась. В мае с кризисными явлениями решили бороться поголовным увольнением персонала. Не состоялось и задекларированное обновление подвижного состава. Тендер на приобретение троллейбусов закончился малопонятной формулировкой: «Здійснення закупівлі стало неможливим внаслідок непереборної сили».

В ответ на такие «реформы», 21 мая около ста работников ГКП «Херсонэлектротранс» провели «сидячую» забастовку. Слесари и кондукторы отказались выпускать троллейбусы на маршрут, требуя вернуть зарплату и прекратить сокращения кондукторов. «Это элементарное нарушение трудовой дисциплины. Предприятие обратилось в суд, чтобы признать эту «забастовку» незаконной, и уже по решению суда будем предпринимать меры», - сообщил тогда прессе Михаил Мосин.

Забастовки длились, и страдали от этого не только подчиненные Михаила Мосина, но и обычные херсонцы. В эти дни на маршруты выходило всего по 10-12 единиц подвижного состава, и пассажиры льготных категорий остались фактически без транспорта.

И, в конечном итоге, деньги на погашение долга по заработной плате были перечислены из госбюджета. В целом сумма задолженности составляла уже немного больше 1 млн. 220 тыс.грн. На Михаила Мосина же прокуратурой города Херсон возбуждено уголовное дело по факту безосновательной невыплаты заработной платы работникам предприятия. Проверкой было установлено, что в период с 01.03.2012 по 25.05.2012 на счета и в кассу предприятия поступили средства в сумме 4,5 млн. грн., из которых на выплату заработной платы, начисленной в предыдущие периоды, и обязательных платежей, связанных с ее выплатой направлено 2,9 млн. грн. На другие цели, не связанные с выплатой заработной платы, использовано 1,6 млн. грн. В том числе 944,2 тыс. грн. - на расчеты с поставщиками, закупку материалов, запасных частей, бензина, заключения договора купли-продажи автомобиля, приобретение компьютерной техники, мобильных телефонов, кресла, чая и кофе, оплату разработки дизайн-макета и информационно-консультационных услуг и т.п.

Очередные проекты

И снова предприятие «медленно, но верно выходит из кризиса». На этот раз спасительным «ноу-хау» стали рекламная деятельность и деятельность упорядоченной и расширенной автостоянки на территории предприятия. Количество же выходящих на маршруты троллейбусов сократилось уже почти в два раза. И снова деньги в сумме 1,5млнгрн на текущий ремонт контактных сетей предприятие не заработало, а получило из бюджета, на этот раз из городского.

В сентябре на предприятии решили, что новые троллейбусы все же приобретать надо. И у горсовета снова попросили разрешения открыть кредитную линию на 16 млн грн. А тем временем долги по зарплате снова начали неуклонно расти.

Видимо, устав от постоянных прогрессивных инноваций на предприятии, некоторые депутаты городского совета начали искать альтернативные пути решения хронически-проблемной ситуации. Так, возникла идея слияния МКП «Херсонэлектротранс» с коммунальным предприятием, которое занимается пассажироперевозками. В СМИ же начали звучать призывы к смене руководства предприятия, а также сообщения сотрудников о финансовых махинациях руководителей.

Снова в долгах

Наступил новый 2013 год. Начался он уже традиционно для КП «Херсонэлектротранс» со скандалов по поводу очередных долгов по зарплате. И снова на помощь пришли областная и городская власть. Глава облгосадминистрации заверил, что за счет средств, выделенных из областного бюджета в размере 1,3 млн грн, будет проведен первый этап ликвидации задолженности, а сессия горсовета внесла изменения в бюджет, пополнив уставной фонд коммунального предприятия «Херсонэлектротранс» на 0,5млн грн тоже на погашение задолженности перед людьми.

Но, похоже, терпение городского и областного руководства уже тоже на исходе. В.и.о. городского головы Зоя Бережная потребовала от Михаила Мосина внести предложения по улучшению работы предприятия, в противном случае пригрозив увольнением в связи с несоответствием занимаемой должности. Согласен с ней и глава облгосадминистрации Николай Костяк, который в последнее время все чаще заявляет о том, что предприятию пора бы и самому зарабатывать деньги, а не только постоянно ждать помощи.

Наука на службе... прогресса?

И действительно, на последнем заседании транспортной комиссии Херсонского городского совета Михаил Мосин выступил с новым пакетом предложений. Оказалось, он уже давно финансирует исследования транспортной инфраструктуры города Харьковской академией муниципального хозяйства. Эти исследования позволяют моделировать последствия изменений транспортной инфраструктуры города с помощью математической модели без опытов на живых людях и должны помочь предприятию наконец-то начать зарабатывать деньги. Впрочем, из конкретики в докладе прозвучало только значительное повышение цен на проезд, поскольку у нас в городе они «просто смешные» и ликвидация дубляжа маршрутов с маршрутными такси.

Возможность использовать такую модель в своей работе депутатов и чиновников горисполкома заинтересовала. А вот идея отказаться от дубляжа подверглась критике, поскольку из 400 единиц техники, выходящих на улицы каждый день, троллейбусов – всего 20-30, и обслуживать свои маршруты эксклюзивно «Херсонэлектротранс» просто не в состоянии. Та же участь постигла и идею повышения цены на проезд. Депутаты допустили возможность повышения цены до 1,25грн, но уж никак не больше. И аргумент, что «в Москве проезд стоит один доллар» их абсолютно не убедил.

А что же дальше?

Именно этот вопрос волнует многих людей. Да, сейчас власти в очередной раз погасили все долги и предприятие снова вошло в фазу реформаторства. Но какова вероятность, что через 2-3 месяца все снова не вернется «на круги своя»? Может, пора перестать издеваться над людьми и уже что-то менять?


Э.Транс

ОСТАННІ НОВИНИ

ЖИТТЯ