Экс-губернатор Херсонщины пророчит нам «финансовые проблемы»

Бывший глава Херсонской областной государственной администрации Борис Силенков, уже в качестве финансового эксперта предсказывает серьезный финансовый кризис. Он утверждает, что остатки на едином казначейском счету (ЕКС) достигли рекордного минимума.

Так, в 2013 год казначейство вошло с остатками на едином счету на уровне 458 млн. гривен, сравнимый остаток в январе был ровно десять лет назад — в начале 2003-го. К февралю остатки на ЕКС выросли до 4,05 млрд. гривен (хуже было только в 2010 году — 1,84 млрд. гривен), а к началу марта казначейский счет вновь похудел до 2,77 млрд. гривен, что сравнимо с мартом 2010-го. Даже в кризисном 2009 году ситуация с ЕКС была гораздо лучше: на 1 января остатки составляли 7,72 млрд. гривен, на 1 февраля — 7,95 млрд., на 1 марта — 5,99 млрд. гривен.

Резкое падение остатков в сентябре на ЕКС может свидетельствовать только об одном — из этого резерва госфинансисты "затыкают" прорехи в расходных статьях местного бюджета. Вполне возможно, что эти займы наложились на недостачу налоговых поступлений, ведь в стране уже не первый месяц фиксируется экономический спад.

Резкое падение казначейских остатков фиксировалось минувшей осенью, когда правительство увеличило социальные выплаты гражданам накануне парламентских выборов. Дефицит средств на казначейском счету приводит к недостаточному финансированию местных бюджетов. Субвенции на социально-экономическое развитие сейчас не поступают. В лучшем случае местные бюджеты получат их в ноябре. Более того, органам местного самоуправления не разрешают распределить свободные остатки бюджета 2012 года.

С такой же проблемой сталкивалось и предыдущее правительство Юлии Тимошенко, которая, когда заканчивались деньги в государственном бюджете, использовала ассигнования, предназначенные для местных бюджетов. Это даже привело к громкому скандалу, когда в 2010 году Генеральная прокуратура обвинила экс-премьера и бывшую главу Госказначейства Татьяну Слюз в нецелевом использовании бюджетных средств с ЕКС. Тогда Контрольно-ревизионное управление не досчиталось 200 млн. евро, полученных по Киотскому протоколу.

Чтобы "закрыть" прошлый год, казначейство было вынуждено залезть в кассы всех распорядителей бюджетных средств, а это и местные бюджеты, и школы, институты, медицинские учреждения. То есть в январе нынешнего года проводились выплаты бюджетникам в виде ноябрьских и декабрьских зарплат, которые они не получили вовремя. Так, по данным Госслужбы статистики, задолженность по зарплате к началу 2013 года составила 0,89 млрд. гривен. Хотя, по информации Госфининспекции, к концу 2012-го задолженность по зарплате бюджетникам была гораздо выше — 1,3 млрд. гривен.

Мировой опыт управления государственной казной очень разный. Например, во Франции остатки на едином счету, по данным французского казначейства, в течение месяца достигают 20–40 млрд. евро, а вот в Швеции, согласно законодательству, дневной баланс казначейского счета должен быть равен нулю. По мнению главы Государственной казначейской службы Сергея Харченко, оптимальный остаток на счетах казначейства — десять миллиардов гривен.

Путей улучшения ликвидности казначейства несколько. Один из вариантов — активизация традиционных госзаимствований. Второй — дать возможность казначейству самостоятельно выходить на вторичный рынок облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ). Эта идея звучала еще в мае 2012 года, и подобная схема действует во многих европейских странах. Третий путь — более жесткий контроль над доходной и расходной частью бюджета.

Эта идея, кстати, заложена в законопроекте №2049, который внесли в парламент. Он предложил расширить полномочия Счетной палаты, дав ей право контролировать не только расходную, но и доходную статьи бюджета.
Наиболее радикальный путь — секвестр. Парламенту придется это сделать. В первую очередь под нож пойдет социальное направление, но в той или иной степени финансирование урежут всем.

Б.Силенков финансовый експерт