Ведь до недавнего времени литр газа стоил в два раза дешевле, чем литр бензина, и в полтора раза дешевле, чем литр дизтоплива.
Установка газобаллонного оборудования стоит недешево – от 10 до 12 тысяч гривен. Зато окупается за несколько лет, прикидывали те, кому приходится ездить часто и помногу. Но последние пару недель владельцы автомобилей переживают, без преувеличения, шок: за неделю в середине августа стоимость сжиженного газа на заправках выросла на 37–40%.
В начале цена за литр топлива колебалась в пределах 10,5–11,5 гривни, а потом резко подскочила до 15 гривен и продолжила расти. На 28 августа херсон-ские заправки отпускали литр газа от 16 до 16,8 гривни.
В чём же причины столь резкого подорожания? По данным консалтинговой компании UPECO, специализирующейся на рынках энергоносителей, причинами роста цен послужили высокий уровень потребления газа, дефицит его поставок, а также нехватка мощностей на рынке для хранения этого топлива.
Эксперты традиционно успокаивают: раз повышение цены связано с дефицитом, то после стабилизации поставок стоимость топлива снизится.
Впрочем, глава херсонского профсоюза таксистов Николай Панасенко заверил «Гривну», что даже если цена на сжиженный газ немного снизится, вряд ли вернется к прежнему уровню. Он, вероятно, знает, о чём говорит, – ведь подавляющее большинство такси в городе заправляются газом, как и многие другие авто, используемые в коммерческих целях. В том числе и маршрутки, и нынешнее подорожание газа для автоперевозчиков – хороший козырь в «войне» за повышение тарифа.
А таксисты Херсона уже отреагировали на повышение цены топлива: в течение недели их услуги в разных городских службах подорожали на 30–40 копеек за километр, а посадка вместо 15 гривен стоит уже 20. И снижать цены не станут точно: как объяснил Николай Панасенко, даже если стоимость газа уменьшится, то цены на запчасти и обслуживание перманентно растут, и поднявшаяся цена дает таксистам небольшую фору к прибыли.
В январе – мае 2017 года украин-ские водители купили 1,13 миллиона литров пропан-бутана, в то время как бензина – 931 миллион литров. Так неужели при таких темпах популярности газа его дефицит и, соответственно, рост цены нельзя было предусмотреть?
Вероятно, можно, говорят специалисты и потому выдвигают предположение, что цену на газ подняли, чтобы снизить спрос. Собственной добычи для потребностей внутреннего рынка уже не хватает. Основные объёмы сжиженного газа, по данным экспертов, поступают из России – до 50%.
Экс-топ-менеджер «Укргаздобычи» Алексей Тамразов главной причиной подорожания газа для авто в Украине называет «руку Кремля»: «Все поставки сжиженного газа из России давно монополизированы компаниями, связанными с Медведчуком или Курченко, как и поставки дизельного топлива. Российская ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) не выдаёт разрешения на экспорт из России никому, кроме нужных компаний», – написал он.
По словам эксперта, в августе на ремонт остановились несколько заводов в России, и у монополистов импорта в Украину возник дефицит, который спровоцировал резкое повышение стоимости газа.
Спасти ситуацию могла бы Беларусь – следующая страна по объёмам поставок газа в Украину. Но и там газа сейчас не хватает: якобы из-за проведения ремонтных работ на заводах, откуда идут поставки топлива к нам. Самый перспективный путь из остальных – поставки газа по морю, а именно системный импорт из стран Персидского залива.
Среди причин исчезновения газа называют и политическую составляющую: США в очередной раз поддержали экономические санкции против России, которые, в частности, коснутся всей газодобывающей отрасли РФ. Поэтому нынешний искусственный дефицит повысит цены на украинском рынке, где количество потребителей сжиженного газа растёт, а значит, впоследствии продавать его в Украине станет выгоднее.
Президент Киевского института энергетических исследований Александр Нарбут, отвечая на вопрос, в чём причина резкого скачка цены на газ, пояснил: «Перенасыщенность рынка с одновременной попыткой его монополизации привели к существенному сокращению объёмов поставки независимыми поставщиками. И одновременно корректировка поставок монополистами».
Эксперт напомнил, что «на первой фазе было много поставок топлива, оно стояло в цистернах, его даже некуда было сливать, поэтому монополисты несли потери. А сейчас имеет место попытка отыграться за счёт сокращения объёмов поставляемого топлива».
В то же время Нарбут убеждён, что «рынок отреагирует» на скачок цены, «поскольку нынешние цены делают конкурентными поставки западных ресурсов, казахского газа».
«Я ожидаю, что в ближайшие две недели цена на газ будет стабилизироваться», – спрогнозировал эксперт. Но что значит «стабилизироваться»? Закрепится на выросшей отметке? Снизится до прежней? Или наполовину?
Примечательно, что с объяснениями роста цены или прогнозов на будущее ни правительство, ни контролирующие органы не спешат.
На вопрос «Гривны» в Херсонском областном территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) ответили, что сейчас рассматривают заявление о подорожании сжиженного газа, причём поступило оно от физического лица. Комитет запрашивает от автозаправочных комплексов копии документов, расчёты, на основании которых растёт цена, и так далее. Выводы и требования готовы будут предоставить после 1 сентября.
Спустя две недели после подорожания «проснулось» и Минэкономразвития. Заместитель его главы Максим Нефёдов прокомментировал: «Санкции на внешнеэкономическую деятельность не остановили деятельность ни одного игрока на рынке. Приказ о санкциях по представлению СБУ вступает в силу через 40 дней, и в данном случае СБУ изменила представление – и мы отменили приказ до его вступления в силу».
Речь о том, что в феврале этого года СБУ и Энергетическая таможня останавливали партии автогаза на границе для проверки на предмет возможной террористической угрозы. И тем поневоле внесли свой вклад в создание проблем независимым поставщикам газа, потому что Минэкономразвития на основании материалов СБУ наложило санкции на ряд украинских импортёров топлива и запретило им внешнеэкономическую деятельность.
Но в конце февраля министерство пересмотрело своё решение о введении санкций. По словам Нефёдова, Минэкономразвития не занимается рынком сжиженного газа и не имеет инструментов влияния на него.
Тем не менее 23 августа глава Минэкономразвития Степан Кубив дал поручение ряду государственных органов, включая Минэнергетики и Антимонопольный комитет, проанализировать ситуацию на рынке сжиженного газа и внести предложения для разрешения этой ситуации.
«Я думаю, те или иные способы конкурентной борьбы с использованием неконкурентных инструментов будут встряхивать рынок, пока в государственном органе, который отвечает за энергетическую политику – Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины, – не будут работать высококвалифицированные специалисты», – резюмировал Александр Нарбут.
Но когда это будет – неизвестно, а тем временем рядовые автомобилисты уверены, что нет ни одного аргумента для повышения стоимости газа: она, мол, и до того была завышена. И это беспочвенное подорожание – очередная попытка монополиста продавать свой товар ещё дороже.
Лидия ЛЕЩЕНКО
"Гривна. Новый формат"