Геннадий Недорезов
Гражданин Украины

Тайная мудрость децентрализации

ПРОЧИТАЛ (случайно) в ХОГА ищут главного по децентрализации: "Глава Херсонской ОГА Андрей Гордеев объявил конкурс на занятие должности заместителя начальника управления региональной политики..."

ВСПОМНИЛ (нечаянно): «Информация из Херсонского еженедельника «СВ» за 22 сентября 2016 года: «...В Чаплинском районе Херсонской области планируется создать, по плану децентрализации, 4 общины, но ни одна община не дала еще своего согласия... Тогда на заседании коллегии Херсонской ОГА, 21 сентября, и.о. замгубернатора Д.Бутрий заявил, что Чаплинский район может быть ликвидирован», а Андрей Гордеев, губернатор, заявил районным чиновникам: « Вы думаете, что сбережете свои места, то я не гарантирую этого ...». И так далее...

УЗНАЛ (по слухам): «...в Херсонской области запланировано 42 территориальных громад создать, создано 14. План на 2018 год превышает в два раза....В Украине, по состоянию на ноябрь 2017 года, создано 650 территориальных громад. Они покрывают 26% территории Украины.

ЗАДУМАЛСЯ (по привычке): «...Хорошо ли это?.. Смотря какой замысел в этой «игре». Судя по тому, что в очередной раз объявлен конкурс на «главного по децентрализации», - спешить «надо быстро», поскольку нет главного – времени: выборы президентские через год, парламентские через полтора года... Админреформа?.. Децентрализация?..

Но дальше разговоров дело не идет... Причин несколько. Самая главная из них – «вечная» проблема выборов. Мы постоянно кого-то выбираем: президента, местные советы или народных депутатов. Власть за все годы независимости держится на административном ресурсе».

ЧТО ПРОИСХОДИТ (по темпам необходимости назначения-поиска «нового главного по децентрализации»; по срокам начала очередных выборов): происходит следующее: ...для БПП и других партий «правящего класса» наступают далеко не легкие времена... Стратегия эксклюзива, применяемая в Херсонском регионе, изжила себя. Нужен инклюзивный подход.

«METOD AND OBJEKT» (МЕТОД VS ОБЪЕКТ). Стратегия эксклюзивного подхода основана на «вечном» спросе на свой продукт... в том смысле, что нынешняя Концепция децентрализации состоит в замысле сверху и осуществляется административно-командным методом. Инклюзивная стратегия подразумевает включение именно «широких масс» в разработку замысла и стратегии движения. То есть, не в отношении субъект управления – объект управления, а субъект управления - субъект управления.

Одним из таких методов является использование «игрового» подхода, что и было сделано в 2005 году, когда автор этой статьи был начальником соответствующего отдела в государственной администрации Херсонской области и «обременен» соответствующей задачей по проведению админреформы.

ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ СВОЮ МОЛОДОСТЬ (свое «прошлое» в работе в администрации в качестве и Советника губернатора, и Начальника отдела). Да, в 2005-2006 году мы «сделали» админреформу в Херсонской регионе, используя «игровой» - инклюзивный подход (за три месяца сделали то, что сегодня за три года не могут; а «Роман Бессмертный - вице-премьер по админреформе в «оранжевом» правительстве Юлии Тимошенко, пытался эксклюзивно «экспериментировать» в родном районе в Киевской области... и закончил карьеру фиаско...» 

КОНКУРС – ЭТО ПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (конкурс должен обеспечивать «Золотой кадровый резерв Херсонщины и Украины» - создать условия для отбора лучших и перспективных управленцев). Задачи подготовки управленцев. Задачи конкурса.

Первая задача: выявление людей, способных к трем видам деятельности: 1) к управлению в неопределенных и проблемных ситуациях (человек должен работать сам как «рычаг управления», используя только собственный интеллектуальный и психический ресурс); 2) к освоению схемы содержательного управления и к освоению новых областей; 3) к обучению и к такому реагированию на изменившиеся обстоятельства.

Вторая задача: формирование референтной группы, — некоторой прослойки людей, объединенной чисто управленческими проблемами. Это могут быть нынешние «Советники» и Президента, и Губернатора, и Председателя Совета (областного, например) и т.п.

Третья задача: создание своеобразного культурного толчка во внешней среде для конкуренции в среде управленцев. Речь идет о создании ситуации культурной управленческой среде, когда «прыткие и бойкие» могут найти для себя своеобразную «социальную лестницу роста» в своем личном карьерном продвижении.

Можно выделить три типа управленцев:

1) первый тип: это управленцы, которые работают в жестко определенных функциональных условиях. Это — менеджеры в компаниях и в госструктурах, где существует регламентация, должностные функции и т.д.

2) второй тип: это управленцы, которые работают поверх этих налаженных структур деятельности, и скорее занимаются управленческой политикой: определяют стратегию уже существующих структур.

3) третий тип управленцев и организаторов: это те, которые попадают в новые ситуации, где правил нет. Они фактически делают три вещи: создают организации, развивают их, и, во взаимодействии с другими такими же развивающимися организациями, формируют новый общественный порядок, т.е. правила взаимоотношений, этику способов взаимодействия, юридическую часть и т.д.

ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ (см. басню И.Крылова "Квартет"): «Осёл, козел, мартышка и косолапый мишка устроили Квартет. Выдумщица мартышка по-всякому устраивала их музыкальную игру, да вот как и остальные не подумала, что музыкальные инструменты и ноты - это не всё, что нужно для музыки. Оказывается, нужно уметь играть...».

Она проста, эта мудрость: нужны не формальные конкурсы на «замещение должностей», которые оценивают и «продвигают» кандидатов по анкетам и «политическому соответствию». Нужно уметь управлять! И методы кое-какие есть...

Мы привели пример с «игровым» - инклюзивным подходом, чтобы показать, что вопрос децентрализации нельзя связывать ни с выборами, ни с другими «властными» моментами.

У нас имеется опыт, навыки. Мы готовы помогать в формировании для Херсонщины, для Украины «золотого фонда» управленцев, депутатов, мэров и президентов.

Критерии «качества» должны формироваться заказчиком и такими (заказчиками) должны быть не столько представители администрации, но...потребители управленческих функций (они разные: от сел, селищ, территориальных общинных объединений, - до конкретных партий, депутатских формирований, городской общественности и т.д.). Это главное.

Геннадий НЕДОРЕЗОВ

P.S. На фото 2005 года автор настоящей статьи – второй справа (сидящий) среди председателей сельсоветов Чаплынского района.

Мы, в инклюзиве «игровой» формы сделали «невозможное» в нескольких районах Херсонщины. За три месяца... в 2005 году «сделали» админреформу в нескольких районах области. Отчет был представлен губернатору Б. Силенкову.