Владимир Сальдо
Народный депутат Украины VII созыва, кандидат экономических наук

Как обманывают доверчивого избирателя

Как обманывают доверчивого избирателя

Снова приближаются выборы... Как много говорят отдельные политики... Какие только слова употребляют - нужные, своевременные, правильные... А толку от них? Зачем они?

Главная задача – показать «нужность» того, кто их произносит.

Не секрет, что многие люди не очень-то разбираются в отдельных политических тонкостях. А ощущают их лишь, как говорят, на «своей шкуре». К сожалению...

Особенно это касается людей старшего возраста (а именно они, как раньше, так и сегодня определяют, кто именно приходит к власти). Нет, они не принимают решения. А просто – голосуют. Молодежь политикой почти не интересуется (а, следовательно, не ходит голосовать). Люди среднего возраста смотрят на «голосование» не всегда серьезно.

И только старшее поколение, в силу воспитания и ответственности, продолжает регулярно ходить на избирательные участки (регулярно приводя к власти тех, кто их с завидным постоянством обманывает).

Людей в возрасте обмануть – проще всего. Для этого не нужно много усилий и больших затрат. Главное создать видимость того, что ты о них думаешь. Как в знаменитой филатовской сказке «Про Федота-Стрельца»: «Утром мажу бутерброд, сразу мысль, а как народ». А народ готов поверить во все, что угодно.

Политтехнологи давно знают, как сформировать электорат, создавая положительный имидж для политической силы или отдельного политика. Главное – правильный образ «врага». Чем более он «карикатурный» и «извращенный», тем больше «воспринимаем».

А рядом позиционируется нужный человек, который, конечно же, борется со злом и обязательно его побеждает. Старый вариант сказки про Ивана-дурака, во что бы то ни стало побеждающего Змея Горыныча и женящегося на Василисе Прекрасной.

А что делать, если «образ» есть, а «добра» нет? Тогда нужно найти виноватого в том, что «добро» не победило. И тут появляется вездесущий мешающий «Иванушке» одержать победу страшный и коварный «враг».

Возможно, я говорю слишком просто, но реально и практично. Ничего другого в жизни не происходит. Как «прямая линия», которая, как известно из уроков физики, является наиболее кратким путем между двумя точками.

Вот только прокладывают этот путь к сердцам избирателей совсем по-другому. Никто и никогда не рассказывает о планируемом результате, он всегда завуалирован. Всегда скрыт «во мраке» блудных речей и поступков.

Попробуйте сказать избирателю, что конечная точка, главная задача, цель – приход во власть и зарабатывание денег. Кто такого кандидата «полюбит»? Попробуйте сказать избирателю, что вы идете в парламент, в совет, на должность мэра, губернатора, министра или просто начальника общественного отхожего места, чтобы заработать себе денег.

Кто за вас будет голосовать? Кто поддержит? Да никто, и никогда. Вот и выходит, что истинную цель следует как-то скрыть и приукрасить. Что и делают успешно пустозвоны, еще вчера бывшие «ничем», а сегодня желающие стать «всем».

Вот для этого и создаются различные схемы, призванные прикрыть истинные цели.

Давно известно, что люди наши, добрые и искренние, любят обиженных и оскорбленных. Политики этим пользуются по полной. Создают «легенды» и через СМИ преподносят аудитории. Делают это давно и цинично: «Я – хороший! Он – плохой!». И при этом не только не могут объяснить толком, почему «он плохой», но и доказать, почему «я хороший», тоже не могут. Им показать нечего.

Зная, что люди старшего поколения не смогут легко разобраться, что же происходит на самом деле, для них придумывают различные изощренные формы подачи информации, просчитанные на несколько ходов вперед.

В «сценарий» вписывается сразу несколько действий. Все построено так, чтобы несведущий человек просто не мог разобраться и отследить логику развития событий. А уж понять, что происходит на самом деле, тем более.

Такие схемы используют с завидным постоянством. Раз по разу, люди верят в то, что для них изобретают, «покупаются» на новые трюки. С детской наивностью верят, что вот «хороший политик», который делает для них все «хорошо», а вот «плохой политик» (имя его обязательно подается рельефным, запоминающимся способом), который делает все «плохо».

Вспомните рекламу некоторых фармацевтических препаратов. Название препарата с экрана повторяют несколько раз. Его интерпретируют. Его подают под разными углами. О нем говорят различные герои, которым верит целевая аудитория... И, это срабатывает. Проходит день-другой, и старушка в аптеке по слогам выговаривает название препарата, который вчера «навязчиво» озвучила реклама.

Как объяснять старушке, что препарат с красивым названием, который она покупает, на самом деле – все тот же старый добрый «аспирин». Только упакован он в яркую коробочку и стоит в несколько раз дороже неприглядной таблеточки. А результат лечения – тот же. С той лишь разницей, что вложившего деньги в рекламу беспокоит вовсе не состояние здоровья пациентки, а содержимое ее кошелька.

Недавно, в одном аптечном пункте, стал свидетелем такой ситуации. Фармацевт, по доброте душевной, предложила покупательнице солидного возраста другой препарат, не тот который она просила. При этом пытаясь объяснить, что по своим фармакологическим свойствам он ничем не отличается от разрекламированного.

Женщина обиделась, и, сетуя «везде обман», ушла. Смотришь на такую старушку, и хочется выть от злости. Как ей объяснить, что ее обманули не сейчас – в аптеке, а тогда, когда запустили рекламу, когда зомбировали ее и ее подруг. И теперь, вместо того, чтобы лечиться, она хочет потратить деньги на чье-то обогащение. В политике – так же.

Очень узкий круг специалистов знает и понимает технологию процесса «оболванивания». А когда пытаешься сказать об этом честно, правдиво, открыто – тебя начинают обвинять во всех смертных грехах. Сегодня в моде ярлыки типа «не патриот», «пятая колонна», «сепаратист»... ну и подобные вещи.

Зачем электорату разбираться в истинном их значении? Образ «истины» для них уже создан. А те, кто эту «истину» таскает от биг-борда к теле- или радиоэфиру, по мнению обманутых людей, становятся «настоящими борцами за справедливость». Увы, но и это – только фантик.

Ведь стоит выключить свет прожекторов и камеры, как с лиц актеров спадают маски... «Демократичные» костюмчики фабрики сменятся на ведущие французские бренды: «Alain Manoukian», «Axara», «Cacharel», «Camaieu», «Kookai», «Lacoste»... Старенькая раздолбанная «копейка», как тыква, в детской сказке, превращается в 600 Mercedes - Benz... Деревянные туфли «золушек» - в шикарные замшевые или крокодиловые изделия самых дорогих торговых брендов мира. А скромный пластиковый стаканчик – в бокал дорого коньяка»...

Милые и доверчивые, очаровательные и очарованные наши избиратели!.. Как же вас еще убедить, что нельзя всему верить лишь потому, что кто-то клянется вам в вере и почитании.

Неужели вы еще не научились верить в главное – в дело? Не в то, что сказано, а в то, что сделано. Ведь опасен не тот, кто идет к результату методом проб и ошибок, и не тот, кто на пути к цели оступается и делает неверный шаг.

Страшен тот, кто идет выверенной, просчитанной, проложенной дорогой, которая ведет не к храму, а к бездне. Задумайтесь, сколько раз делом подтверждались слова говорящих вам то, что вы хотели слушать?

Как распознать обман? Просто. Как только вы слышите от человека только то, что хотите слышать, как только каждое его выступление на 100% совпадает с тем, что говорите вы, – стоит задуматься. Не бывает, чтобы «всё всегда сходилось». Человек думающий всегда находится в поиске, сомневается, размышляет, советуется. Предлагает разные варианты, в конце концов.

Но обманутым людям заморачивают голову настолько, что они перестают верить, когда кто-то пытается донести им правду. В правде они видят какой-то подвох, подоплеку, «второе дно». И просто не хотят ее слышать, поверив обману. Он всегда более «красив», «презентабелен» и «вкусен».

Результат? Люди, которые ходят на выборы, голосуя, не просто выбирают «волков в овечьих шкурах», но и невольно делают выбор за тех, кто не ходит на избирательные участки. А не пришел, считается – поддержал тех, кто проголосовал. В итоге – голосовали за «хороших». А они оказались опять «плохими».

За годы Независимости мы столько раз стакивались со сменой власти. Одни политики и видные «общественные деятели» сменялись другими. А вопрос продолжает звучать тот же: «Почему на деле все только ухудшается?». Может, к власти снова пришли «плохие»?

И так может продолжаться, пока, наконец, избиратели не научатся анализировать то, что слышат. Хладнокровно, со здравым смыслом.

Владимир САЛЬДО