Владимир Сальдо
Народный депутат Украины VII созыва, кандидат экономических наук

Реформы до смерти…

Реформы до смерти…

«Реформы», активно проводимые Правительством Яценюка, ставят людей в ситуацию, когда остается лишь думать об элементарном физическом выживании...

Не успели мы опомниться от лихо поднятых цен на газ, свет, отменены льготного проезда в общественном транспорте, как Кабинет Министров снова готов поднимать цены.

Буквально неделю назад с Кабмина была снята функция согласования цен на тепло и коммуналку. Снята ответственность. По предложению Правительства, при поддержке Президента, Верховная Рада стремится сделать безусловного монополиста по установке цен – Нацкомиссию по регулированию рынка энергетики и коммунальных услуг – еще более «сильной» и «могущественной». Чтобы только этот орган имел право устанавливать тарифы. Единолично. Но, как написано в Законе: «справедливые» и «обоснованные».

Кто же будет считать эти тарифы, и контролировать процесс их формирования? Опять та же комиссия. Мы получим, фактически, закрытую структуру, имеющую право принимать любые решения и делать все, что ей заблагорассудится. Трудно даже представить, сколько будет стоить «вход» в состав Комиссии, и какими баснословными суммами взяток там станут оперировать при установлении «правильных» цен и при проведении контроля их «обоснованности».

Недавно Яценюк заявил, что по инициативе Правительства международная организация проведет аудит и даст ответ, правильно ли сформированы цены на ЖКХ. А о механизме проведения аудита и подробностях о международных аудиторах умолчал. Между тем, статус «международной» совсем не гарантирует, что структура будет действительно иметь высококлассных специалистов, способных на настоящий аудит и расчет цен. При желании, такие «международные» организации можно зарегистрировать в Украине за 3 – 5 рабочих дней. Скорее всего, «международники» принесут Правительству то заключение, за которое заплатят те же монополисты на рынке услуг.

Следующий шаг, лоббируемый Кабмином, - запрет на установление тарифов в размере ниже экономически обоснованных. Пока этот законопроект возвращен Яценюку «на доработку», но вряд ли «доработан» он будет в интересах населения. Предлагается запретить любую полемику в тарифной теме. А Нацкомуслуг с непомерными и никому другому неподвластными полномочиями будет устанавливать такой тариф, какой будет выгоден. Сомневаюсь, что после этого общественность или народные депутаты, пусть даже и в целях саморекламы, смогут вмешиваться в этот процесс.

И несомненно, что при проведении «контроля» обоснованности тарифов главными для контролеров станут слова «защита населения», а вовсе не «собственная коммерческая выгода». Но только слова.

Повышение тарифов на коммунальные услуги состоится при любой погоде. А будет ли при этом улучшено их качество? Ответ мы знаем. Что бы ни говорилось в пояснительных записках к законопроектам, какие громкие лозунги не звучали бы с парламентской трибуны, всем понятно, что качество от цены сегодня не зависит. Потому что изношенность оборудования на отдельных участках составляет от 80 до 130 – 180%. Потому что и сегодня продолжает эксплуатироваться то, что должно было быть списано и выброшено еще 10 лет назад. И вместо замены это оборудование по-прежнему «ремонтируют». Да, ремонт дешевле. Но, как известно, скупой платит дважды.

4 года назад, приняв соответствующее волевое решение, под градом тотальной критики, мы меняли канализационный коллектор в микрорайоне ХБК в Херсоне. Там труб не было, была одна изоляция. А фекалии, фактически, текли не по трубопроводу, а по асбестовой «упаковке». Сегодня в Херсоне таких «упаковок» тысячи. В городе подлежат полной замене километражи трубопроводов, по которым подают тепло, воду, отводят сточные и канализационные стоки.

Неужели после того, как цены будут подняты в 3 – 7 – 10 раз, у предприятий появятся деньги на выполнение всех необходимых работ? Никогда.

Ситуация с отсутствием средств мне понятна. Денег всегда не хватает. И когда, будучи мэром, мне не раз приходилось говорить «у нас нет денег», меня за это нещадно критиковали. Но о повышении тарифов при полном отсутствии индексации зарплат и пенсий тогда и речи не могло быть. Тем более, о повышении в разы.

С точки зрения теории, изменения в тарифной политике, предлагаемые Кабмином, могут принести городскому бюджету плюсы. Только в теории.

Например, в ст. 31 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» исключаются две части.
Во-первых, о том, что расходы на возмещение трат предприятий, связанных с установлением на услуги ЖКХ тарифов, доступных для населения, финансируется за счет соответствующего местного бюджета. Выходит, что бюджет лишится права, а граждане не смогут платить по завышенным тарифам. В результате – еще больший упадок и без того очень проблемной отрасли.

Второе законодательное новшество – стремление Правительства отменить нормы, гарантирующие, что установление на услуги ЖКХ более низких тарифов без соответствующей компенсации из бюджета не допускается и может быть оспорено в суде. Премьеру хочется установить абсолютную власть абсолютного монополиста.

При этом, ни о каких претензиях не может быть и речи. Из законов просто вычеркивается все, что хоть как-то может гарантировать людям их права. А как же норма Конституции, что изменения в законах не могут ликвидировать или ограничивать права и свободы украинцев? Ведь вносить в законодательство изменения, ухудшающие жизнь человека, нельзя.

Конституция – Основной Закон Украины, имеющий прямое действие на территории государства. И все законодательные акты, которые принимаются, должны быть строго подчинены Конституции. Она выше любого Закона.

Насколько циничной при этом выглядит пояснительная записка к проекту закона, подготовленного Правительством Яценюка. В ней говорится, что предлагаемые изменения направлены на «улучшение», «стабилизацию», «выведение из кризиса» отдельных отраслей...

А люди? Их в Правительстве не видят в упор. В пояснительной записке прямо сказано, что проект не требует общественного обсуждения и общественная антикоррупционная экспертиза не проводилась. Вот и все!

Да, несомненно, тарифы должны покрывать расходы производителя. Но, Правительство отказалось контролировать процесс их формирования и не хочет проверять, насколько они обоснованны. Теперь монополист может позволить себе установить любой процент прибыли.

Вот еще строка из пояснительной записки: проект не касается социально-трудовой сферы. А как же социальное обеспечение граждан?

Ну, и для полноты картины, еще одна почти цитата – ожидаемые результаты реализации этого закона определялись с учетом выгод государства, рынка услуг, субъектов хозяйствования в сфере теплоснабжения, централизованной поставки воды и водоотведения. «Потребителей услуг» в Правительстве не замечают и предлагают запретить устанавливать тарифы ниже экономически обоснованных.

То есть, хоть как-то доступные людям. Если даже местные депутаты, скажем, рискнут встать на защиту прав граждан и каким-то образом найдут хоть несколько копеек в местном бюджете, направив их на поддержку своих избирателей, то они окажутся вне закона.

Аналогично и в законе о теплоснабжении. Предлагается включить в него норму о том, что тарифы должны учитывать себестоимость тепловой энергии и обеспечивать рентабельность субъекта хозяйствования. А есть ли предел рентабельности, или каждое предприятие будет ее считать, исходя из аппетита?

Кабмин полностью освобождает себя от ответственности за формирование и утверждение тарифов. А в случае установки кем-то тарифов ниже экономически обоснованных оставляет за собой право подать на такого альтруиста в суд. И суд, конечно же, примет решение в интересах Правительства.

За чьи же интересы они борются?

Владимир САЛЬДО