Георгий Бянов
Эксперт Центра Южно-украинского пограничья

Вагнер, Штраус, Мендельсон, алкоголь и херсонцы

Вагнер, Штраус, Мендельсон, алкоголь и херсонцы

В 20-х гг. минувшего столетия на страницах херсонской прессы ярко звучала тема пьянства...

Чего греха таить, херсонцы тогда злоупотребляли алкоголем, и редко какой номер газеты обходился без гневных пассажей в сторону любителей Бахуса. Их конфузные выходки бросали гротескную пьяную тень на плетень строителей коммунизма в отдельно взятой стране и вызывали разнообразные возмутительные реакции.

Алкогольные эксцессы часто происходили в публичных местах и получали широкий резонанс. Практически повсеместно в херсонских рабочих клубах участники самодеятельности совмещали культурные акции по развитию пролетарской культуры с обильными алкогольными возлияниями.

В сообщениях местных газет посвященных пьянству лидирующие позиции занимали строители. Вот одно из типичных, и довольно сдержанных сообщений об антирелигиозном вечере у строителей от 13 января 1926 года. Экстренный выпуск приложения к херсонской газете «Червоний селянин» с легкой грустью констатирует: «На вечере присутствовали красноармейцы подшефной части. Общее впечатление портили лишь пьяные. Администрации клуба нужно обратить внимание и в будущем нетрезвых в клуб не пускать (подпись - А.Бабский)».

Но одними только легкими нареканиями дело не кончалось. Строители часто выходили за рамки алкогольных приличий и тогда в небе сверкали убийственные газетные молнии поборников трезвости. В том же январе 1926 года «Червоний селянин» развернул настоящее информационное наступление на пьяные позиции строителей, которые тогда давали спектакли на Забалке (один из районов Херсона). Газета приготовила настоящую информационную бомбу разоблачительного характера. Для пущего эффекта ее снабдили ироничным и двусмысленным заголовком - «Строители новой культуры».

Автор заметки - анонимный строитель, по-видимому ревностный сторонник трезвого образа жизни, чьи чувства были оскорблены алкогольной явью незабываемого театрального вечера. В походящей на донос форме, он лаконично сообщал: «В клубе строителей есть драмкружок. Спектакли ставят каждое воскресенье. Некоторые члены превратили клуб просто в кабак. Как на репетициях, так и на спектаклях многие часто бывают под градусом.

Часть сбора (выделено автором) со спектакля обязательно пропивается. Не так давно «артисты» во время спектакля на Забалке для «смелости» так дернули, что еле держались на ногах. За кулисами падали, валили декорации, ушибались. О качестве игры, конечно, говорить не приходится. Необходимо обратить внимание на эту кучку носителей «пьяной культуры» (подпись – Строитель).

Пожелавший остаться неизвестным благовоспитанный «строитель» попутно с обличением пьянства, сдал нелегальную схему своих коллег по цеху. Херсонские строители зарабатывали на спектаклях, напивались и «ушибались». Первое второе и третье в публичных местах проведения народного досуга было запрещено.

Редакция газеты обратилась к Политпросвету с требованием «принять меры к категорическому выполнению постановлений клубной конференции и политпросвет коллегии о воспрещении платных спектаклей в клубах. Пьяных «халтурщиков» как можно скорее убрать».

Когда, куда и как их убрали доподлинно неизвестно. Была ли тут действительная борьба со сценическим волнением при помощи алкоголя или это была привычка, отработанная годами, непонятно. Советская власть боролась с пьянством постоянно, до нее также боролась и царская при помощи обществ трезвости. Но борьба эта не приносила желанных плодов.

Хотя бывали и послабления, и даже попытки как-то облагородить выпивку ссылками на передовой и культурный зарубежный опыт.

Спустя месяц после разборок с культурными строителями в заметке «Музыка и алкоголь», которая была опубликована в том же экстренном выпуске приложения к херсонской газете «Червоний селянин» от 02 февраля 1926 г., в частности говорилось: «Установлено, что музыка помимо своего влияния на то, или иное настроение слушателей, в некоторых случаях способствует усилению жажды у любителей алкоголя.

Так, один крупный немецкий ресторатор заявляет, что им установлено, что музыка известного германского композитора Вагнера и Штрауса очень способствует увеличению оборотов его дела. Когда играют музыку Вагнера, заявил он, - замечается большой спрос на пиво, когда же играют Штрауса, тогда в большом ходу вино.

Ресторатор жаловался на Мендельсона, оказывается, его музыка имеет как раз обратное влияние на его клиентов...».

Известия об экспериментах херсонцев с алкоголем под музыку Вагнера, Штрауса и Мендельсона пока не найдены. Продолжаются поисковые работы. Можно предположить, что утверждение Мендельсона в советских ЗАГСах имело под собой веские основания.

Георгий БЯНОВ