Георгий Бянов
Эксперт Центра Южно-украинского пограничья

Оправдание Минотавра

Историю пишут победители. До появления первой истории, отцом которой стал Геродот, победители вынуждены были заниматься исключительно мифотворчеством.

Среди прочего они сложили и «Миф о Минотавре», в котором могущественный и очень нехороший критский царь Минос периодически бросал в лабиринт на съедение своему сыну - человеко-быку Минотавру человеческие жертвы из числа несчастных афинян, специально избранных для этих целей по жребию.

Минотавр не страдал отсутствием аппетита и в назначенный срок, прекрасные девушки и юноши из Афин отправлялись на Крит в его логово. Так продолжалось до тех пор, пока герой Тесей не убил чудовище и не освободил Афины от позорной дани.

Он совершил свой героический подвиг благодаря помощи дочери Миноса - Ариадны и ее волшебного клубка. Очарованная героем Ариадна оставила семью, родину и пыталась бежать с Тесеем за море. Но счастье влюбленных длилось не долго.
Эта стилизованная версия с четко расставленными акцентами в определении «добра» и «зла» канонизирована во всех школьных учебниках, книгах и фильмах.

Однако, при первом же приближении к мифу, при более детальном разборе сюжета наблюдается несколько иная картина. Практически повсеместно опускается первопричина конфликта между Критом и Афинами, который начался после того как афинский царь Эгей устроил убийство сына царя Миноса Андрогея («человека земли»). Эгей расстроился из-за того, что Андрогей на играх победил всех афинских спортсменов и поэтому решил уничтожить гостя – критянина.

Взбешенный таким поступком Минос осадил Афины, и жители города не знали как им спастись. Осажденные отправили послов к оракулу. Тот сообщил афинянам о необходимости принести человеческие жертвоприношения. Своих было жалко, поэтому в жертву принесли спартанцев, которые, видимо, попались под руку.

Афины это не спасло. Подставу заметили на ОЛИМПЕ, и тогда оракул приказал афинянам, чтобы жертву назначил сам критский царь Минос, иначе всем будет плохо. Испуганные афиняне на все согласились и приняли условия. Каждые 9 лет они стали оправлять на Крит 14 лучших представителей своего отечества.

А мстителем за погибшего Андрогея по замыслу царя Миноса выступил его брат - мутант «Минотавр» и до появления Тесея он успешно занимался ритуальным поеданием афинян.

Впрочем, фигура благородного героя Тесея в контексте мифологического рассказа на фоне ужасного Минотавра требует более пристального внимания. Не все выглядит так однозначно в особенности, что касается отношений героя с Ариадной.

Используя свои прекрасные внешние данные, Тесею удалось вскружить голову Ариадне и привлечь ее на свою сторону. И если бы не дочь царя Миноса, которая помогла Тесею умертвить чудовище, поединок с Минотавром мог бы стать для афинского героя последним.

По одной из версий никакой битвы не было. Ариадна тайно подвела героя к спящему Минотавру, и он убил его во сне.

На Крите Тесей клятвенно обещал Ариадне любить ее всю оставшуюся жизнь, однако после успешного совместного бегства с Крита герой оставил ее на одном из островов Эгейского моря по дороге домой, под благовидным предлогом, что, дескать, она назначена в жены богу Дионису, о чем сам Тесей узнал во сне.

Существует правда и другие версии мифа, отвергающие мотив божественного вмешательства, и описывающие ситуацию гораздо прозаичнее в духе «прости любимая, так получилось». Внезапный отъезд Тесея вызвал гнев Ариадны. Она прокляла героя и обратилась к богам, чтобы те вызвали бурю, которая в итоге, порвала паруса кораблей Тесея, но он остался жив.

Миф, история - это почти всегда рассказ только одной из сторон. Археологические находки не подтверждают мрачный образ кровожадного Крита и лабиринта - обиталища Минотавра. Отвлекаясь от канвы мифа и сравнивая Крит с Балканским полуостровом, обращает на себя внимание высокий, запредельный для того времени уровень критской культуры.
Величественные постройки лабиринта, наличие водопровода и канализации (в Европе он появится только в эпоху Римской империи спустя 1000 лет и потом исчезнет в тумане средневековья). Самобытное критское искусство, портретная живопись, критская коррида на фресках по своей силе и выразительности не имеют аналогов в древнем мире.

На Крите отсутствуют оборонительные сооружения. Крепостных стен у городов на острове нет. Богатые не боятся мести бедных, восстаний рабов и иных социальных катаклизмов. Нет также страха и перед внешним врагом. Критянам в отличие от афинян и микенцев чужд воинственный дух.

На критских фресках и других дошедших до нас изображениях в дворцовых комплексах Кносса и других городов мы не найдем ни одного воина. Археологические находки оружия фрагментарны. Мотивы агрессии и милитаризма отсутствуют здесь, чего нельзя сказать о жителях Балканского полуострова, культура которых наполнена многочисленными воинственными сюжетами.

К тому же критяне и жители материковой Греции (это еще не эллины, а их предшественники, так называемые пеласги) были практически родственниками. Минотавр приходился Тесею братом. У них был один божественный отец, не Эгей (с матерью Тесея все случилось, когда Эгей спал после обильных возлияний), а бог морей Посейдон.

Критяне поклонялись богине-матери со змеями в руках. Желтый, Голубой и Красный цвета доминируют на их фресках. Желтые и синие перья в короне - венке критского царя. Это, конечно, радует нас украинцев, но не является свидетельством какой бы то ни было связи.

Правда, в горном Крыму, в античную эпоху проживали тавры, которые также, как и многие народы медного и бронзового века поклонялись богине - матери, и быку. Но к Миносу и Криту эти люди отношения не имели. У них была другая история.

Современные Афины чтят Тесея. И хотя на Крите родился Зевс, главный бог олимпийцев, это не дает острову никаких преимуществ, предпочтение отдается афинской традиции.

А Крит Миноса в ХV в. до н.э. был разрушен гигантским цунами, вызванным землетрясением на острове Фера. Его цивилизация погибла. Письменность (линейное письмо «А») не расшифрована. О Миносе и Андрогее мало кто помнит.

В начале ХХ века английский археолог раскопал на Крите царский дворец (Лабиринт), последовали другие открытия городов и искусства этой чудесной цивилизации. Наиболее смелые исследователи олицетворяли ее с легендарной «Атлантидой».

Историю пишут победители, а художники успешно демонизируют чудовищ древнего мира, пугают ими детей и весь просвещенный мир.

Под маской минотавра на Крите, возможно, скрывался жрец – отправитель религиозных обрядов поклонения Быку – Зевсу или Зевсу – Белому Быку, который похитил финикийскую царевну Европу, перевез ее с Ближнего Востока по морю на Крит.

Царица Европа обосновалась на острове и впоследствии подарила имя свое целому континенту. До настоящего времени образ Европы все также прекрасен. Она, как и прежде, три с половиною тысяч лет назад притягательна и манит к себе, добрую половину влюбленного в нее мира.

Древние греки искренно, без прикрас рассказывали о проблемах Тесея, Миноса, трагической судьбе Андрогея. Зачем сегодня мы купируем и стилизуем их яркие многоплановые мифы в черно-белых тонах. Кому это нужно?

Георгий БЯНОВ