Сергей Осолодкин
Заслуженный журналист Украины

Одна новелла об искусстве…

Одна новелла об искусстве…

Заглянув на кухню к десяти хозяйкам и посмотрев как они готовят борщ, мы не удивимся, что из одного и того же набора продуктов – получим десять разных по вкусу борщей: от одного «не оттянуть за уши», другой – только по «приговору суда».

Собираясь отдохнуть, мы загодя думаем - куда пойти. Хотим вкусно поесть – выбираем того шеф-повара, который порадует меню. «Фривольное» настроение – выбираем что-то «светлое» и «легкое». «Встреча с дамой» – ищем «тяжелые, бархатные тона». Тянет потанцевать – идем на дискотеку со «вспышками», «мельтешением», «суетой».

Исходя из «атмосферы» подбираем наряд: навряд ли на дискотеку отправимся во фраке, а на рандеву с дамой в пляжных тапочках... На концерт идем с соответственным настроем: хочу «праздник», жду «лирику», буду «зажигать». Ой, как неприятно когда тебя «обламывают»... До боли в зубах.

Кстати о «зубах». Если у вас не дай Бог заболел зуб, что вы будете делать? В ход пойдут «народные средства»: сода, соль... Когда это не поможет: Кетанов и Баралгетас... Затем звонок «лучшей подруге» которая даст «авторитетный» совет и убедит вас, что «это средство лучшее», оно не раз помогало троюродной тете, внучатого племянника Сары Иосифовны... После трех бессонных ночей – прием у стоматолога и «приговор»: если бы пришли 3 дня назад...

К чему столь пространное вступление? К тому, что каждый должен заниматься своим делом и делать его как можно более профессионально. В сфере развлечения так же есть: профессионалы, любители, дилетанты и просто «ЗВЕЗДЫ» которые считают, что они все знают и умеют...

В канун 8 марта некая общественная организация пригласила женщин в зал Областного Дворца молодежи в Херсоне на праздник и пообещала рассказать «10 новелл о любви». Прекрасно. Смело. Интригующе. Неужели и в нашем городе кто-то рискнул поговорить о любви в стиле театрального эссе?

И, что: удача или провал? Смотря, с какой точки зрения посмотреть. Как для результата «жизнедеятельности» некой самодеятельной творческой организации клубика села «Малые Тютюши» это несомненная удача. С точки зрения профессионалов – полный провал. Нет, около половины номеров, с точки зрения отдельного художественного произведения, имеют право на жизнь, а вот целостной программы не случилось.

Я не случайно начал с хозяек и стоматологов. Ну, не может, даже самая лучшая хозяйка вылечить зуб. Ну, не знает она как это делать. Так и в режиссуре: «активист» – «не приготовит вкусный борщ». Многим из тех, кто называет себя «режиссерами» давно пора понять, что расставить один за другим 10 готовых номеров, это не значит стать режиссером, который как минимум знает, что такое «драматургия», как строится «сюжет» и что «линия конфликта» это вовсе не «мордобой».

«10 новелл». Уже в название авторы заложили интригу: как можно в программу (приблизительно 1 час 30 минут) уложить 10 новелл? Ведь еще со школьной скамьи мы знаем, что «Новелла – это короткое повествовательное прозаическое произведение с острым захватывающим сюжетом».

С точки зрения автора сценария нужно было найти 10 сюжетных ходов и ухитриться их построить так, чтобы это было и захватывающе, и сценично... Т.е. следовало найти десять «занимательных историй и красочно их описать». Кстати, с итальянского novella – «новость». Яркий пример в литературе – Дж. Боккаччо «Декамерон».

Удалось ли авторам рассказать 10 новелл сценическим действием? Нет, они не рассказали ни одной. Ну, ладно. Не получилось. «Повелись» на красивое название. Может тогда чем-то удивил режиссер-постановщик? Да, еще и как.

В первую очередь тем, что «поломал» представление о празднике. Скорее всего зритель был настроен «трафаретно»: ярко, красочно, весело, поздравляем, прославляем! Режиссер «смело ломает «стереотипы» и говорить о любви в другом ключе: мрачно, сдержанно. Он «играет» трагедию: максимум красного и синего в цвете, минора в энергетике.

Чего стоит только «находка» с первым номером! Режиссер «смело» начинает программу балладой Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»! При этом следует отдать должное, тут есть интересная находка, это не просто стих, это песнопение. Да, да некоторые строчки исполнители пропевают. Но, как «празднично»: этакий дуэт «Кончиты и Рязанова» из третьего акта «Юноны и Авось» – «Я тебя никогда не забуду»... с добавлением балета...

Кстати о балете. К удачам следует отнести работу балетмейстера Леси Макогон. Увы, далеко не всегда номера были из этой программы (в другом месте, в другой день, в другой программе, с другой идей и драматургией), но от этого они не стали хуже. Леся не новичок в драматургической хореографии и следует отметить, что с каждым разом ей удается удивлять все больше (несомненный ее успех – постановка на сцене Областного Дворца молодежи новогоднего спектакля по мотивам «Алисы в Стране чудес»).

Следует отдать должное и мастерству исполнителей. Кто-то из балетмейстеров со мной не согласятся. У них другое видение – мир искусства. Но факт профессионализма коллектива остается таковым. Если ребята и дальше будут развиваться (я в это верю), то мы можем себя поздравить: в городе появился еще один смелый балетмейстер и еще один коллектив, перед которым можно ставить драматургические задачи. «Режиссер» «Новелл» этим не воспользовался. Вернее поставил те задачи, на которые был способен сам. Не более...

В программе было еще пару исполнителей, которые сами по себе значимы и настолько «велики», что к их номерам следовало подходить очень осторожно.

Несомненно, украшением программы был народный артист Украины Александр Гоноболин (скрипка). Но оба номера с его участием никак нельзя отнести к режиссёрской удаче. Все банально. Мальчик в повседневной одежде и ботинках выносит стойку. Номер. Мальчик уносить стойку на ходу выключая микрофон. Сплошная «грязь». Господа, ну так это не делают. Это нужно «играть».

Второй раз Александр Чарльзович выходит на сцену исполнить танго, под которое танцует бальная пара. Для сознания «атмосферы» перед этим на затемненную сцену выносят столик и пару стульев. Тот же «мальчик» вытаскивает стойку. На вступительной части выходит пара, садиться, и уже через 5 – 7 секунд встает и начинает танцевать.

Ну и «вишенка на торте» видео-картинка (о видеоряде поговорим отдельно) – из серии «застрелись сам». В этом номере все было само по себе: солист, пара, сценография, видео, свет (отдельная песня с припевом). Режиссеру так и не удалось собрать это все вместе. Было такое ощущение, что даже музыка была сама по себе. «Удручающее зрелище».

Режиссер не только не нашел единый драматургический ход, нет у него и сценографического решения – сцена «пустая» и «холодная». Не спасет программу и стихотворный ряд. Для «соединения» отдельных номеров в качестве «мостка» используются поэтические «прокладки».

Без сомнения они мастерски начитаны (очень принятые глубокие голоса у дикторов), но стихи живут своей жизнью, а предыдущий и последующий номер своей. Текстовый ряд на пустой сцене (кроме объявки) признак дурного тона.

Не буду разбирать все номера – принцип не меняется. Хотя, следует акцентировать внимание, что часть номеров были провальны сами по себе, где-то по исполнению (песни в принципе нужно не орать, а петь, донося мысль), а кое-кому из исполнителей пришло время подумать о том, что его время закончилось, по сути, так и не начавшись.

К неудаче следует отнести и «режиссерское» решение сцены в т.н. «черном кабинете», и использование экрана. Без сомнения, проекционные экраны это дополнительная яркая и эффективная (в умелых руках) возможность создать атмосферу. В данном случае режиссер не справился и с этой задачей. При использовании проектора (невысокой разрешающей способности) режиссеру приходится быть очень осторожным в написании световой партитуры.

Имея экранную возможность зала ОДМ, режиссер взялся за ее использование, но проиграл. Не стоило использовать черный кабинет в «праздничной» программе только ради того, чтобы оправдать экран. Но, уж если пошли на такие жертвы (хотя можно все это было решить совершенно в ином ключе и от этого только выиграть), то следовало использовать экран по полной.

Что имеем? 50% номеров «закрывает» одна и та же статическая картинка. Далее? Сплошная эклектика: статические и динамические картинки, электронные фоны, заставки, футажи, фрагменты из кинофильмов. И почти все «мимо». Ну, не знает «режиссер», что действие на действие не накладывают, что не должен фон отвлекать от номера (если ты преднамеренно не хочешь скрыть «лажу»).

Свет. И тут провал. Я знаю, что хороший свет и художник по свету стоит денег. Но, господа, коль уж вы беретесь что-то делать, то следует это доделывать до конца или не делать вообще. На всю программу художник по свету «прописал» 3 «рисующие» картинки, которые «успешно» повторял.

Уж не знаю чего там больше: неумения режиссера работать со светом и ставить соответствующие задачи или неисполнительность художника, но программа смело прошла в темноте. Красно-синие и зелено-малиновые заполняющие тоны, часть номеров «без лиц» (одни силуэты), часть в «поиске» световой картинки прямо во время номера. Результат – мрак (в прямом и переносном смысле).

Ну, и последнее – звук. Провалище. Низкочастотное «гудение» в канале от начала и до конца. Обрывки фонограммных фраз. Что такое звуковая партитура программы ни режиссер, ни звукорежиссер явно не слышали. Отсутствие логической (равно как и технической) стыковки в музыке. Не срослось.

Вот таким «новеллами» порадовали зрителя авторы...

Я не язвлю и не злорадствую, я констатирую: господа, возможно, что кто-то из вас отличный повар, кто-то врач, а кто-то педагог – займитесь своими делами, а постановку творческих проектов оставьте профессионалам. И не нужно говорить, что «зрителю понравилось».

Да, в некоторых случаях из зала кричали «Браво!». Отдельным исполнителям – да. А в целом это все же позор и провал. Такими «произведениями» профессионалы не гордятся, ими хвастают доморощенные «звезды».

Не следует говорить, что вот кто-то, что-то делает. Делать нужно не что-то, а конкретное дело и делать его профессионально и качественно.

«Активисты» и «общественники» – хорошие люди, но не профессионалы...

Сергей ОСОЛОДКИН