Владимир Коробов
Директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук, доцент

В Херсоне предоставляют административные услуги "по-новому"

Предоставления административных услуг «по-новому» может быть не только предметом изучения, но и собственным горьким опытом.

Оформил документы на новый заграничный биометрический паспорт (в ожидании безвизового режима в мае-июне, говорят, таковой будет действовать только при наличии таких паспортов).

Воспользовался услугами госпредприятия «Документ» Государственной миграционной службы на ул. Перекопской, поначалу был приятно удивлен новым центром, современной мебелью и улыбающимися девушками.

Но к вечеру, после проведенного в очередях дня, впечатление изменилось на противоположное. Самое главное – цена вопроса. Знакомый таксист получил такую же точно услугу за 700 грн. (у него оказалась нужная знакомая и это, как и раньше, влияет на стоимость административной услуги, я заплатил вдвое дороже - 1 365 грн. за такой же срочный заказ – 2 недели).

Неприятна непрозрачность услуги: договор, который мне выдали на руки, содержит упоминание только о внесенных мной 350 грн., остальная тысяча ушла на 5 разных счетов неизвестно кому и доказательств этому не осталось. 5 квитанций были напечатаны мелким шрифтом и после оплаты чеки пришлось отдать в центре. Оплата проходила в Сбербанке за квартал от центра.

Там та же картина: современная мебель и рабочие места служащих, три терминала, у которых огромные очереди горожан, оплачивающих коммунальные услуги. В основном это люди пожилого возраста, не имеющие навыков обращения с компьютерами, терминалами, имеющие плохое зрение, поэтому у каждого терминала была закреплена сотрудница банка, помогающая совершать необходимые манипуляции для оплаты счетов.

Все напоминало советский полуавтомат с газводой, которым руководила обычная продавщица. Конечно, это пародия на современность. При этом при входе в банк висела реклама с ложным обещанием обслуживания без очереди. А операционный зал банка украшен многочисленными плакатами с призывом «Сохраняйте спокойствие! Съешьте конфету!»

Призывы оказались далеко не лишними, хотя до раздачи конфет не дошло. В центре, куда пришлось вернуться после оплаты услуги самая большая очередь оказалась к служительнице, делающей фотографии и сканирующей отпечатки пальцев.

Но в этой очереди все-таки были элементы организации, выдавались специальные номера и благодаря этому я успел пообедать с друзьями в соседнем ресторане с чудесным названием «Кефир» вместо сидения в очереди (если кому интересно, что у нас едят несчастные клиенты паспортного сервиса – уха из трех рыб и запеченная дорада).

Сделать отпечатки моих пальцев почему-то не удалось и девушка, работающая на сканере, объявила, что у меня будет паспорт без отпечатков пальцев. Пояснить необязательность этого элемента она не смогла.

Не знаю, чем кончится эта эпопея, будет ли в срок сделан новый паспорт, но впечатления такие:

- стоимость услуги завышают раз в 5, используя организацию –посредника между гражданином и государством. Причем государство «крышует»;

- услуга предоставляется непрозрачно, невозможно понять, кому и за что гражданин платит, не проясненным остался вопрос с отпечатками пальцев: нужны ли? Почему не получается их сделать?

- «узкое место» услуги – оплата через банк, который не готов к этому и не справляется с этим;

- услуга фрагментирована на неравноценные этапы, каждый из которых имеет свои проблемы – подача документов, оплата, фотографирование и сканирование отпечатков, отсутствует электронная очередь.

Я совсем не против, чтобы предоставление административных услуг передавалось публичным предприятиям, то есть бизнесу. Но нужен порядок: современное качество предоставляемых услуг и единый установленный платеж за одну услугу во избежание коррупционных махинаций.

А пока с ужасом думаю, что впереди опять ждет нечто подобное в визовом центре в Одессе, где продается все, даже место в очереди...

Владимир КОРОБОВ